Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Кто является участниками образовательных отношений в законе об образовании

Кто является участниками образовательных отношений в законе об образовании

Академические права студентов


В данную группу прав входит естественная возможность учащихся сделать выбор относительно:

  1. организации, которая осуществляет образовательную деятельность, то есть ВУЗа, колледжа, техникума и т.д.;
  2. формы обучения в образовательном учреждении, которая определяется уже после получения общего образования или по достижению совершеннолетнего возраста.

Комментарий к Ст. 2 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья 2 Закона Об образовании России является новацией образовательного законодательства, поскольку знаменует появление дефинитивного аппарата, определяющего наиболее значимые для всей образовательной сферы понятия. До настоящего времени образовательные законы аналогичных положений в своих нормах не содержали.

Следует отметить, что наличие в законодательстве терминов, применяемых для целей нормативного акта, значительно упрощает его использование в рамках толкования отдельных норм и положений. Как говорили древние:

«определите термины, — и вы избавите себя от огромного количества споров»

.

В соответствии с традициями современного законотворчества, авторы определяют основные термины, применяемые в данном нормативном акте, по смыслу, отличающемуся от общепринятого. Поэтому перед нами стоит непростая задача: дать вторичное толкование терминов и разъяснить читателю, что именно имели в виду авторы, определяя смысл того или иного понятия.

Всего в статье представлено 34 понятия, не все из которых нуждаются в комментарии.

Соответственно, стоит задача не столько объяснить то, что уже объяснено, а акцентировать внимание читателя на важнейших аспектах смысла того или иного понятия.

Итак, образование (п. 1). По сути, определение восполняет пробел предшествующих 20 лет, когда вместе с идеологией из процесса образования было практически полностью исключено воспитание.

Эта ошибка привела к трагическим последствиям для подрастающего поколения и не только для него.

Сегодня эта ошибка исправлена и образование определено как целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Второй важный компонент этого ключевого термина заключается в понимании цели обучения. Выше уже отмечено, что обучение осуществляется не только в интересах отдельного человека, но носит публичный характер (подробнее см.

). Здесь прямо указаны потребители процесса обучения: человек, семья, общество и государство. Также в комментируемом определении выделено содержание образования, не как получение бессистемных знаний, а совокупность знаний, умений, навыков и практического опыта. Ещё Ф. Энгельс писал: «Суха теория, — зелено древо жизни».

Таким образом, для получения законченного образования мало только теоретических знаний, необходимы ещё практические навыки, на выработку которых у обучаемых и нацелено образование. Наконец, цель получения образования — формирование не просто человека, обладающего пусть и комплексом теоретических знаний и практических навыков, а комплексно подготовленной, самодостаточной личности, способной применить свои знания на практике, в самостоятельной жизни и практической деятельности.
Наконец, цель получения образования — формирование не просто человека, обладающего пусть и комплексом теоретических знаний и практических навыков, а комплексно подготовленной, самодостаточной личности, способной применить свои знания на практике, в самостоятельной жизни и практической деятельности. Далее в комментируемой статье раскрывается содержание компонентов образования в виде воспитания и обучения.

Причём воспитание (п. 2) поставлено выше образования, с выделением в личности человека элементов самоопределения и социализации, что требует, определенных пояснений. Самоопределение или самосознание предполагает, что только адекватно воспитанный применительно к потребностям данного общества человек, в состоянии правильно определить своё место в жизни, без самоуничижения и переоценки своей значимости, что одинаково негативно воспринимается обществом и самим человеком. Что касается социализации, то давно ещё отмечено: «Жить в обществе и быть вне общества нельзя».

Несмотря на бранный характер, который приобрело это понятие в нашей повседневной жизни, социализированный в точном значении слова означает «товарищеский, общественный».*(9) Таким образом, это означает вписанность в окружающую общественную среду. Это приобретает особый смысл, поскольку человек, получивший образование, невольно меняет круг общения, интересов, принадлежность к социальному классу, группе.

Поэтому очень важно в процессе воспитания привить ему навыки нового общения.

Причём, подчеркнём, что это делается опять-таки в интересах человека, семьи, общества и государства.

Возвращаясь к уточнению понятию обучения (п. 3), помимо отмеченных выше признаков этого процесса как процесса образования, необходимо отметить, что одной из задач обучения является формирования у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Такая мотивация обусловлена постоянно меняющимися условиями жизни и ускорением процесса её эволюции.

Карл Ясперс ещё в прошлом веке заметил:

«В наше время нужно очень быстро бежать, — чтобы оставаться на месте»

. Следующий термин, получивший пояснение в комментируемой статье 2 Закона Об образовании в Российской Федерации — это уровень образования (п. 4). Под ним в смысле комментируемого Закона понимается завершённый цикл образования.

Отныне в прошлое уходят понятия «неполное или неоконченное высшее» и им подобные определения. Цикл обучения может быть только полным, подтверждённым соответствующим документом об образовании. Во всех остальных случаях признаётся только предшествующий уровень образования.

Иными словами, академическая справка, выданная ВУЗом своему бывшему студенту, позволяет только продолжить процесс получения высшего образования в другом ВУЗе, но не подтвердить уровень образования. Понятие «квалификация» (п. 5), несмотря на отсутствие в его определении обязательного требования о наличии у лица документа установленного образца, подтверждающего её уровень, по смыслу означает готовность к выполнения той или иного вида профессиональной деятельности. Термин «федеральный образовательный стандарт» (п.

6) изначально использован в и означает установлением государством неких общих требований к совокупности знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующих определённый вид профессиональной деятельности, утверждённый Министерством образования и науки Российской Федерации. Следующее за ним понятие «образовательный стандарт» (п. 7), означает совокупность обязательных требований к высшему образованию.

Можно спорить с авторами Закона о том, насколько оно отражает суть, но, как говорится, «о терминах не спорят, — их определяют». Отличие стандартов этого вида от предыдущего состоит в том, что его содержание утверждается комментируемым Законом или указом Президента России. Получается, что стандарт, охватывающий меньший объём знаний, умений, навыков и компетенций, имеет более высокий юридический статус.

Понятие «федеральные государственные требования» (п. 8) означают требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по ним, утверждённым Министерством образования и науки Российской Федерации. В конце концов сама «образовательная программа» (п.

9) включает в себя комплекс обязательных элементов: объём, содержание, планируемые результаты, формы аттестации, календарный учебный график, рабочие программы, а также иные компоненты.

Обращаем внимание читателей, что перечень элементов учебной программы является открытым, то есть предусматривает возможность её дополнения, что превращает её в примерную программу (п.

10). Причём, необходимо отметить, что несмотря на 20-летнюю дискуссию и критику со стороны образовательного сообщества, включая членов Российской академии образования, данный пункт Закона, вслед за своим предшественником, трактует примерную образовательную программу как комплекс образовательных услуг. На наш взгляд, такой подход противоречит смыслу Конституции России и логике развития юридических отношений.

Если одна сторона, в данном случае — физическое лицо, имеет на что-то право, то другая сторона общественного отношения — государство обязано это право обеспечить. Обеспечение этого право никак не может выглядеть в форме услуги (услужающий — прислуживающий кому-либо лакей).*(10) Тем более что выше в этой же статье говорится об обучении и воспитании (п.

1-3), осуществляемом не только в интересах отдельных лиц, но и всего общества и государства в целом. Причём далее, в нарушение всякой логики, конфликт интересов педагогического работника (п.

33) определяется как личная его заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества в отношениях между интересами работника и обучающегося.

Как будто качество обучения не зависит от размера и формы оплаты труда педагога! Также авторы комментируемого Закона пытаются определить понятие «средства обучения и воспитания» (п.

26) путём их перечисления. Несмотря на то что перечень конкретных средств открытый, такой подход вряд ли можно признать разумным.

На наш взгляд, главным в этом определении всё же является указание на то, что это «материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности». Есть в комментируемой статье 2 и ещё один спорный термин — это «инклюзивное образование» (п. 27), которое по мысли его авторов означает равнодоступное для всех обучающихся образование.
27), которое по мысли его авторов означает равнодоступное для всех обучающихся образование.

В то же время, термин «инклюзивный» означает: «распространяющийся на широкий круг предметов (антоним эксклюзивный)».*(11) Такое увлечение иноязычными терминами в ущерб здравому смыслу вряд ли можно поддержать.

То же можно сказать и об адаптивной (приспособленной по первоначальному смыслу Ю.Д.) программе для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (п. 28). Представляется, что для таких обучаемых необходимо не приспосабливать общую образовательную программу, а разрабатывать специальную, соответствующих их возможностям и способностям.

Участники образовательных отношений

Стр 3 из 3 5.1 Участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. 5.2 При приеме в Учреждение обучающиеся и их родители (законные представители) должны быть ознакомлены с Уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности и другими документами, регламентирующими деятельность Учреждения.

5.3 Обучающимся предоставляются академические права: — на получение дополнительного образования по избранной общеобразовательной программе; — на обучение в рамках общеобразовательных программ по индивидуальным учебным планам; — на участие в управлении Учреждением, в формах определяемых настоящим Уставом; — бесплатно пользоваться инвентарем; — на развитие творческих способностей, интересов, дарований; — принимать участие в проводимых мероприятиях в Учреждении; — на уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений; — обьективную оценку знаний и умений; — свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом. 5.4 Обучающиеся обязаны: — соблюдать настоящий Устав; — добросовестно относиться к занятиям, не пропускать занятия; — бережно относиться к имуществу Учреждения, возмещать ущерб, причиненный по их вине; — уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Учреждения; — соблюдать и поддерживать правила внутреннего распорядка, технику безопасности, санитарную гигиену. 5.5 Обучающимся запрещено: — приносить, передавать или использовать в Учреждении спиртные напитки, табачные изделия, токсичные и наркотические вещества; — применять физическую силу для выяснения отношений, запугивание и вымогательство; — совершать любые действия, которые могут повлечь за собой вред для здоровья окружающих.

5.6 Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: — защищать законные права и интересы своих детей; — на участие в управлении Учреждением, в формах определяемых настоящим Уставом; — вносить предложения по улучшению работы с детьми; — знакомиться с учебными программами, высказывать свое мнение; — присутствовать, с разрешения директора и согласия педагога на занятиях; — знакомиться с Уставом Учреждения и другими документами, регламентирующими деятельность образовательного Учреждения; — получать исчерпывающую информацию об уровне освоения программ, жизни и деятельности обучающихся в Учреждении; — на тактичное благожелательное отношение педагогов, уважение личного достоинства; — добровольное решение о прекращении обучения в Учреждении.

5.7 Родители (законные представители) обязаны: — выполнять Устав Учреждения в части их касающейся; — нести ответственность за воспитание детей; — контролировать учебу, поведение детей и посещение ими занятий; — посещать родительские собрания, индивидуальные консультации с педагогами; — принимать посильное участие в досуговой деятельности детей; — уважать права, честь и достоинство педагогов, поддерживать их авторитет, воспитывать к ним уважительное отношение детей; — соблюдать условия договора, заключенного между родителями (законными представителями) и Учреждением.

5.7 Родители (законные представители) обязаны: — выполнять Устав Учреждения в части их касающейся; — нести ответственность за воспитание детей; — контролировать учебу, поведение детей и посещение ими занятий; — посещать родительские собрания, индивидуальные консультации с педагогами; — принимать посильное участие в досуговой деятельности детей; — уважать права, честь и достоинство педагогов, поддерживать их авторитет, воспитывать к ним уважительное отношение детей; — соблюдать условия договора, заключенного между родителями (законными представителями) и Учреждением.

5.8 Педагогические работники Учреждения пользуются следующими академическими правами и свободами: — на осуществление своей профессиональной деятельности; — избирать и быть избранным в органы самоуправления Учреждения, участвовать в решении важнейших вопросов деятельности Учреждения; — самостоятельно определять формы проведения занятий и осуществлять выбор учебных программ, средств, форм, методов обучения и воспитания; — изучать опыт работы педагогов других учреждений дополнительного образования и организаций, обмениваться с ними опытом работы; — на проявление творческой, общественной педагогической инициативы; — на уважение и вежливое отношение со стороны обучающихся, родителей (законных представителей), коллег, персонала Учреждения; — на защиту профессиональной чести и достоинства; — на обжалование приказов и распоряжений руководства Учреждения в установленном порядке, на корректное дисциплинарное расследование; — свободно выбирать и использовать методику обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, методы оценки знаний обучающихся; — повышать квалификацию, с этой целью администрация Учреждения создаёт условия, необходимые для успешного обучения работников в высших профессиональных образовательных учреждениях, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации; — аттестоваться на добровольной основе на первую и высшую квалификационные категории; — на социальные льготы и гарантии, установленные действующим законодательством Российской Федерации для работников образовательных учреждений; — на сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю; — на моральное и материальное (по возможности) поощрение по результатам своего труда; — на участие в выработке и принятии локальных актов Учреждения, управлении делами Учреждения, на высказывание своего мнения, в том числе критического по любому вопросу жизнедеятельности Учреждения. 5.9Педагогические работники имеют трудовые права и социальные гарантии. 5.10 Педагогические работники обязаны: — обеспечивать высокую эффективность педагогического процесса, воспитывать у обучающихся самостоятельность, дисциплинированность, проявлять заботу об их культурном и физическом развитии, уважать их личное достоинство; — выполнять учебные планы и программы в полном объеме, вести контроль и учет знаний, получаемых обучающимися, своевременно оформлять учебно-методическую документацию; — систематически повышать свой профессиональный и общекультурный уровень, не реже 1 раза в 3 года проходить различные формы повышения квалификации; — участвовать 1 раз в 5 лет в аттестации в целях установления уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (1 или высшей) или подтверждение соответствия занимаемой должности.

— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка Учреждения; — выполнять Устав Учреждения; — уважать человеческое достоинство детей, их родителей (законных представителей), коллег и администрации Учреждения; — обеспечивать охрану жизни и здоровья детей, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда; — воспитывать бережное отношение детей к сохранности оборудования и имущества Учреждения, заботиться об оснащении своего рабочего места; — поддерживать традиции и авторитет Учреждения; — приобщать детей к здоровому образу жизни, вести работу по профилактике вредных привычек; — поддерживать связь с родителями, устанавливать причину отсутствия обучающегося в Учреждении. Управление Учреждением 6.1 Руководство Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом. К компетенции Администрации относятся: — вопросы реорганизации или ликвидации Учреждения; — утверждение Устава Учреждения, а также изменений и дополнений к нему; — принятие решений, обязательных для исполнения Учреждением; — утверждение и освобождение от должности директора; — определение целей и предмета деятельности Учреждения; — контроль за сохранностью и эффективным использованием имущества, экспертная оценка последствий сдачи в аренду этого имущества, предшествующая заключению договора аренды; — содействие деятельности Учреждения; — иные права, отнесенные к его компетенции действующим законодательством РФ.

Компетенция Администрации в области управления Учреждением подробно определяется в договоре между ними, который не может противоречить законодательству РФ и настоящему Уставу. 6.2Единоличным исполнительным органом Учреждения является директор. Директор образовательного Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного Учреждения избирается общим собранием образовательного Учреждения с последующим утверждением учредителем.

Директор осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения и подотчетен в своей деятельности Администрации. Директор Учреждения действует без доверенности от имени Учреждения, представляет его в органах государственной власти и местного самоуправления, судебных органах, предприятиях, учреждениях, организациях, независимо от их организационно-правовой формы, по всем вопросам деятельности Учреждения. Компетенция директора: — издает приказы, распоряжения, указания по всем направлениям деятельности Учреждения; — осуществляет прием на работу и увольнение с работы, расстановку педагогических кадров и вспомогательного персонала, заключение и расторжение трудовых договоров; — определяет должностные обязанности работников Учреждения; — организует и совершенствует методическое обеспечение образовательного процесса; — утверждает штатное расписание; — осуществляет материально-техническое обеспечение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормативами и требованиями в пределах собственных финансовых средств; — привлекает дополнительные источники финансирования и материальные средства; — организует и направляет работу педагогического коллектива; — несет ответственность за организацию образования с учетом возрастных особенностей обучающихся; — несет ответственность за создание условий учебы и отдыха обучающихся в Учреждении.

Директор несет ответственность перед родителями, государством, обществом и органами управления образованием за свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями и трудовым договором.

6.3Управление Учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Формами самоуправления Учреждения являются общее собрание, совет Учреждения, педагогический совет.

Высшим органом самоуправления Учреждения является общее собрание, которое проводится не реже одного раза в год.

На общем собрании участвуют все работники Учреждения, представители от родителей, избираемые на родительских собраниях по норме представительства один человек от каждого обьединения. Для ведения общего собрания трудового коллектива открытым голосованием избирается председатель и секретарь.

6.4К исключительной компетенции общего собрания относятся: — избрание совета Учреждения (количественный и персональный состав), определение сроков полномочий председателя, заместителя председателя и секретаря; — утверждение основных направлений развития Учреждения; — другие важнейшие вопросы, связанные с деятельностью Учреждения.

Решение общего собрания считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей его членов и за него проголосовало не менее половины присутствующих.

В период между общими собраниями Учреждения в роли высшего органа самоуправления выступает совет Учреждения. В состав совета Учреждения входят руководитель Учреждения, представители педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей).

6.5 Совет Учреждения: — определяет стратегию образовательного процесса; — организует выполнение решений общего собрания Учреждения; — обеспечивает социальную защиту обучающихся; -утверждает локальные акты Учреждения (в пределах своей компетенции); — утверждает программу развития, образовательные программы и учебные планы, реализуемые в Учреждении; — принимает решения по другим важнейшим вопросам деятельности Учреждения, не отнесенным к исключительной компетенции директора или Учредителя. Заседания совета Учреждения созываются по необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Внеочередные заседания проводятся в случаях, не терпящих отлагательства.

Внеочередные заседания совета Учреждения созываются директором Учреждения или по требованию не менее трех членов совета.

Заседание совета Учреждения считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 членов. Решения совета Учреждения считаются принятыми, если за решение проголосовало более половины членов совета от установленного состава. Решения совета Учреждения оформляются протоколами, которые хранятся в Учреждении.

6.6 С целью рассмотрения наиболее сложных вопросов организации образовательного процесса и обеспечения повышения квалификации педагогов в Учреждении действует педагогический совет. Педагогический совет: — отбирает, разрабатывает и принимает общеобразовательные программы; — обобщает, распространяет и внедряет педагогический опыт; — решает вопросы повышения квалификации педагогических кадров; — обсуждает вопросы планирования образовательной деятельности, формы и методы образовательного процесса; — решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции действующим законодательством и настоящим Уставом. Заседания педагогического совета проводятся не реже одного раза в квартал.

Заседания педагогического совета правомочно, если на нем присутствует не менее половины его состава. На заседании педагогического совета, с правом совещательного голоса, могут присутствовать все работники Учреждения и родители.

Решение педагогического совета считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих.

Решения педагогического совета носят рекомендательный характер и могут учитываться директором при принятии решений по вопросам деятельности Учреждения. Функционирование педагогического совета определяется положением о педагогическом совете образовательного Учреждения. 6.7 В Учреждении действуют родительские комитеты обьединений, задачами которых являются содействие Учреждению в выполнении уставных задач, обеспечение единства педагогических требований к обучающимся, оказание помощи в воспитании и обучении детей.
6.7 В Учреждении действуют родительские комитеты обьединений, задачами которых являются содействие Учреждению в выполнении уставных задач, обеспечение единства педагогических требований к обучающимся, оказание помощи в воспитании и обучении детей.

Родительские комитеты выносят решения в форме предложений, которые подлежат обязательному рассмотрению администрацией Учреждения с последующим сообщением о результатах рассмотрения и мотивах принятого решения председателю соответствующего комитета. Трудовые отношения 7.1 Трудовые отношения работников Учреждения регулируются действующим законодательством Российской Федерации о труде.

Право на занятие педагогической деятельностью имею лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и(или) профессиональным стандартам. 7.2 К педагогической деятельности в Учреждении не допускаются лица: — лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; — имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности; — имеющие не снятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; — признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; — имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения; — лица, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственной, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по реабилитирующим основаниям, могут быть допушены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

7.3 Трудовые отношения Учреждения с работниками регулируются трудовым договором. Условия трудового договора не могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

3Рекомендуемые страницы:Воспользуйтесь поиском по сайту:

Статья 2 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов; 8) федеральные государственные требования — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

Право получать информацию

Можно ознакомиться с уставом образовательной организации и всей учебно-программной документацией, а также запросить лицензию на образовательную деятельность и свидетельство об аккредитации, если те не опубликованы на сайте.

Родителей должны уведомлять о любых обследованиях (например, психологических), которые проводятся у школьников, и получать от них согласие либо отказ. Родители имеют право ознакомиться с содержанием образовательного курса, методами обучения и воспитания, технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.

Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность

Статья 21.

Образовательная деятельность 1.

Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями. 2. На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций 1. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. 2. Духовные образовательные организации создаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности, о государственной регистрации образовательной организации. 4. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной. 5. Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

6. Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом). 7. Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

8. Образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией.

9. Образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа) (далее — учебно-воспитательные учреждения), создаются Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации. 10. Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

11. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. 12. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения. 13. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

14. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. 15. Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Статья 23. Типы образовательных организаций 1.

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. 2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: 1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми; 2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования; 3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования; 4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность. 3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы: 1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам; 2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности: 1) дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы; 2) общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения; 3) профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы; 4) образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы; 5) организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения; 6) организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения. 5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции). Статья 24. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет.

Категории образовательных организаций высшего образования 1.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет являются ведущими классическими университетами Российской Федерации. Особенности правового статуса Московского государственного университета имени М.В.

Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета определяются специальным федеральным законом. 2. В Российской Федерации в отношении образовательных организаций высшего образования Правительством Российской Федерации могут устанавливаться категории «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет».

При установлении образовательной организации высшего образования категории «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет» в наименование такой организации включается указание на установленную категорию. 3. В целях обеспечения подготовки кадров для комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации от имени Российской Федерации может быть создана образовательная организация высшего образования в форме автономного учреждения, которой устанавливается категория «федеральный университет».

При создании федерального университета Правительство Российской Федерации учитывает предложения органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подготовленные на основании программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. 4. Развитие федеральных университетов осуществляется в рамках программ, разработанных федеральными университетами, утвержденных Правительством Российской Федерации и предусматривающих условия осуществления и критерии оценки эффективности образовательной деятельности, интеграцию образовательной и научно-исследовательской деятельности, модернизацию и совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, интеграцию в мировое образовательное пространство. 5. Категория «национальный исследовательский университет» устанавливается образовательной организации высшего образования по результатам конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий.

Порядок конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования (в том числе условия их финансового обеспечения) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 6. Образовательная организация высшего образования по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишена Правительством Российской Федерации категории «национальный исследовательский университет».

Статья 25. Устав образовательной организации 1. Образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация: 1) тип образовательной организации; 2) учредитель или учредители образовательной организации; 3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; 4) структура и компетенция органов управления образовательной организации, порядок их формирования и сроки полномочий. 3. В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом. Статья 26. Управление образовательной организацией 1.

Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. 3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. 5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. 6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации: 1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее — советы обучающихся, советы родителей); 2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее — представительные органы обучающихся, представительные органы работников).

Статья 27. Структура образовательной организации 1. Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами. 2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).

3. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

4. Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации. Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается. 5. Филиал образовательной организации создается и ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

6. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации осуществляется в порядке, установленном частями 11 и 12 статьи 22 настоящего Федерального закона. 7. Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

8. Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта Российской Федерации или территории муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала.

9. Представительство образовательной организации открывается и закрывается образовательной организацией.

10. Создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной организации на территории иностранного государства осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или представительства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. 11. Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации по месту нахождения ее филиала или представительства, расположенных на территории иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством этого иностранного государства. 12. В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются.

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации 1.

Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. 2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; 2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; 3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования; 4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации; 5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников; 6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации; 7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; 8) прием обучающихся в образовательную организацию; 9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями; 10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; 11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях; 12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения; 13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования; 14) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся; 15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации; 16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом; 17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации; 18) установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или законодательством субъектов Российской Федерации; 19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации; 20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров; 21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет»; 22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.

5. Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием). 6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: 1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; 2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; 3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. 7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья 29. Информационная открытость образовательной организации 1.

Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

2. Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность: 1) информации: а) о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты; б) о структуре и об органах управления образовательной организацией; в) о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой; г) о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц; д) о языках образования; е) о федеральных государственных образовательных стандартах, об образовательных стандартах (при их наличии); ж) о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии); з) о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы; и) о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся); к) о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования); л) о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления; м) о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, по профессии, специальности, направлению подготовки (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц); н) о наличии и об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки; о) о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии; п) об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц; р) о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года; с) о трудоустройстве выпускников; 2) копий: а) устава образовательной организации; б) лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями); в) свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями); г) плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации; д) локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора; 3) отчета о результатах самообследования. Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, и порядок его проведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; 4) документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе; 5) предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний; 6) иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.

Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации. Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения 1.

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. 2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов). 4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Статья 4 Правовое регулирование отношений в сфере образования

1.

Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее — законодательство об образовании). 2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются: 1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; 2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации; 3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования; 4) определение правового положения участников отношений в сфере образования; 5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства; 6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. 4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. 6. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

7. Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации. 8. Законодательство об образовании в отношении Московского государственного университета имени М.В.

Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, а также организаций, расположенных на территории инновационного центра «Сколково», на территории международного медицинского кластера, на территориях опережающего социально-экономического развития, на территории свободного порта Владивосток, на территориях инновационных научно-технологических центров и осуществляющих образовательную деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральными «законами».

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+