Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Особенности регистрации земель линейных сооружений

Особенности регистрации земель линейных сооружений

Правила оформления земли под строительство линейных объектов


Линейные объекты капитального строительства могут иметь федеральное или региональное значение, а также устанавливаться отдельными организациями. Провести линию электропередач, например, можно на участке, находящемся в частной собственности или в государственном владении.

В первом случае алгоритм действий понятен, нужно получить разрешение от госорганов, оформить нужные бумаги, провести монтаж и внести изменения в кадастровую и техническую документацию. Если устанавливать линейный объект придется на территории, принадлежащей муниципалитету, то действовать придется иначе. Юридическое или физическое лицо для монтажа линейных объектов на государственной земле должно взять участок в аренду.

Обычно, проводится аукцион. Если в случае, когда прокладывается линия связи, электро, газо, тепло и водоснабжения, дороги, нефтепроводы и другие объекты, имеющие федеральное значение, договор аренды заключается без предварительных торгов. Перед заключением сделки с землей, нужно обратиться к кадастровому инженеру, который займется подготовкой схемы для внесения изменений в кадастровый план.

На это уйдет не более двух недель.

Затем соискателю предстоит подать ходатайство об утверждении плана. При необходимости придется организовать установление сервитута.

Этот вариант пригодится в тех случаях, когда ЛО придется проложить через чужой земельный участок.

Установление сервитута дает право пользования территорией, находящейся в собственности постороннего лица. Сервитутный договор не является безвозмедным, хотя стороны могут договориться о характере и размере компенсаций. Законодательство предусматривает упрощенный порядок получения земли под ЛО без выделения участков и установления сервитутов.

Перечень объектов, которые могут устанавливаться в данном режиме, прописан в Постановлении Правительства № 1300 от 2014 года.

Важно понимать, что вопрос установки в ЛО, регулируется местными актами и приказами, а не только федеральными законопроектами.

Каждый случай требует персонального подхода, продуманных действий и согласования с государственными и контролирующими органами власти.

К линейным объектам Законом Краснодарского края от 21.07.2008 г.

№ 1540-КЗ «Градостроительный кодекс Краснодарского края» отнесены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. На основании статьи 8 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи) сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, относятся к недвижимому имуществу, право собственности и другие вещные права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. Указанной нормой к недвижимому имуществу отнесены, в том числе линейно-кабельные сооружения связи.

Линейно-кабельные сооружения связи представляют собой сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи (пункт 6 статьи 2 Закона о связи). К линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся прочно связанные с землей сооружения связи, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Линейно-кабельные сооружения связи, право на которые подлежат государственной регистрации, представляют собой: 1) совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями), имеющих одновременно следующие признаки: — наличие функциональной и технологической взаимосвязанности; — предназначение их для использования по общему целевому назначению для размещения кабеля связи; — наличие протяженности (длины); 2) объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи.

Линейно-кабельные сооружения связи, право на которые подлежат государственной регистрации, представляют собой: 1) совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями), имеющих одновременно следующие признаки: — наличие функциональной и технологической взаимосвязанности; — предназначение их для использования по общему целевому назначению для размещения кабеля связи; — наличие протяженности (длины); 2) объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи. В частности, к линейно-кабельным сооружениям связи относятся: кабельная канализация, наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов, кабельные переходы через водные преграды, закрытые подземные переходы.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11.02.2005г. № 68

«Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи»

линейно-кабельное сооружение связи, имеющее признаки, указанные выше в подпункте 1, может регистрироваться как одна сложная вещь, а линейно-кабельные сооружения, указанные в подпункте 2, рассматриваются как отдельный объект недвижимости.

Порядок государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества регламентирован пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

(далее – Закон о регистрации).

Указанная регистрация проводится на основании документов, подтверждающих факт создания таких объектов.

Для государственной регистрации прав на линейно-кабельные сооружения связи правоустанавливающим документом являются отраслевые акты, изданные уполномоченными органами в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Для государственной регистрации прав на линейно-кабельные сооружения связи правоустанавливающим документом являются отраслевые акты, изданные уполномоченными органами в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Приказом Министерства РФ по связи и информатизации от 09.09.2002 г.

№ 113 утверждены Правила ввода в эксплуатацию сооружений связи (далее – Правила).

Правила устанавливают процедуру ввода в эксплуатацию сооружений связи и сетей электросвязи (в дальнейшем — сооружений связи), которые предназначены для предоставления услуг связи. Вводу в эксплуатацию по настоящим Правилам подлежат новые сооружения связи или существующие, на которых в результате реконструкции (расширения, технического перевооружения) изменились его зарегистрированные показатели.

Ввод в эксплуатацию сооружения связи включает: — приемку сооружения приемочными комиссиями, оформление акта приемки; — выдачу органом госсвязьнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи.

При этом данный документ должен отвечать требованиям статьи 18 Закона о регистрации, а именно: документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц. Помимо необходимых для государственной регистрации документов прилагается технический паспорт линейно-кабельного сооружения связи, включающий в себя план линейно-кабельного сооружения связи и иные характеристики объекта недвижимости.

Государственная регистрация прав на линейно-кабельные сооружения связи, расположенные на территории одного регистрационного округа, осуществляется действующим на территории этого регистрационного округа органом Федеральной регистрационной службы. Если линейно-кабельные сооружения связи, расположенные на территории более одного регистрационного округа, то государственная регистрация осуществляется Федеральной регистрационной службой.

В случае разделения линейно-кабельного сооружения на 2 и более самостоятельных сооружения, выделении из его состава самостоятельного сооружения, при слиянии, государственной регистрации подлежит право на каждый вновь создаваемый объект недвижимости, а также прекращение права на предыдущий объект. Государственная регистрационная служба в течение 3 рабочих дней с даты регистрации уведомляет территориальные органы в форме выписки из реестра. Территориальные органы обязаны также в течение 3 рабочих дней с даты регистрационных действий уведомить Регистрационную службу об осуществлении государственной регистрации права на линейно-кабельные сооружения.

Записи о государственной регистрации права на линейно-кабельные сооружения связи вносятся в реестр в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а именно Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219 .

Итак, если предприятие связи имеет (создает) линии связи, которые соответствуют понятию объекта недвижимости, то неизменно встает вопрос о праве на землю, которая используется для их размещения. Собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. Кроме того, собственник недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по своему усмотрению, поскольку это не противоречит условиям пользования данным участком, установленным законом или договором (статья 271 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 87, статье 91 ЗК РФ землями связи признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов связи и права на которые возникли у участников земельных отношений. Земли связи входят в состав земель промышленности и иного специального назначения.

В целях обеспечения связи могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая: — эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения; — кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи; — подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи; — наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны; — наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи. Необходимо обратить внимание, что на основании пункта 4 статьи 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными объектами (в том числе связи) в соответствии со статьей 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.

Согласно статье 10 Закона о связи к землям связи относятся земельные участки, предоставленные для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи. Порядок предоставления земельных участков организациям связи, порядок (режим) пользования ими, основания, условия и порядок изъятия этих земельных участков устанавливаются земельным законодательством РФ. Здесь целесообразно напомнить о требовании пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.

2001 г.

№ 178-ФЗ

«О приватизации государственного и муниципального имущества»

, а именно: собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, который относится к государственной или муниципальной собственности, обязан либо взять в аренду указанный земельный участок, либо приобрести его у государства или муниципального образования в собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В большинстве случаев права на земельные участки собственников или владельцев линейных сооружений не оформлены. При этом собственник или владелец линейных сооружений имеет право требовать согласования с ним проведения различных работ в зоне размещения этих сооружений, т.е. имеет место частичное ограничение прав собственника земельного участка в его использовании в связи с установлением охранных зон линейных сооружений.

Обратим внимание на статьи 606, 611 ГК РФ, согласно которым арендодатель обязан предоставить арендатору соответствующее имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Выполнение данных положений затруднено тем, что линейные сооружения, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков, принадлежащих разным собственникам, а также лицам, не являющимся собственниками земельных участков, но использующим такие земельные участки на иных правах. В результате единообразно и одновременно решить вопросы со всеми этими субъектами о выкупе или заключении договоров аренды земельных участков, занятых линейными сооружениями, практически невозможно.

Вспомним, что земли промышленности и иного специального назначения (в том числе земли связи) в соответствии со статьей 7 ЗК РФ составляют самостоятельную категорию земель наравне с землями сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, особо охраняемых территорий и объектов, лесного и водного фонда, земель запаса. Например, линии связи могут располагаться как за границами населенных пунктов (один из основных критериев отнесения соответствующих земель к землям связи), так и в пределах населенных пунктов, а это уже другая категория земли, другой режим ее использования и т.д. Особенности конструкции, способов размещения на земельных участках и технические характеристики линейных сооружений в большинстве случаев не приводят к существенным затруднениям или невозможности использования собственниками земельных участков, к существенному ограничению прав собственников земельных участков или иных лиц, не являющихся собственниками земельных участков, но использующих земельные участки на иных правах.

Факт наличия на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, линейных сооружений может повлечь в соответствии с пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ ограничение в обороте этих земельных участков, которое не связано с охраной таких сооружений, так как она обеспечивается с помощью установления охранных зон. В соответствии с пунктом 2 статьи 23 ЗК РФ установление публичного сервитута производится: законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации; нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Установление публичного сервитута нормативным правовым актом порождает неопределенность в вопросе о том, может ли конкретный владелец линейных сооружений использовать определенный земельный участок для целей строительства и эксплуатации соответствующих сооружений. Для предприятий связи нормативным актом, регулирующим права на пользование чужими земельными участками, является Постановление Правительства РФ от 9 июня 1995 г. № 578, утвердившее Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации.

В частности, указанные Правила регулируют права и обязанности лиц, в ведении которых находятся линии связи, в отношении земельных участков, по которым проходят линии связи, а также на которых установлены охранные зоны линий и сооружений связи.

Существуют коллизии земельного законодательства с отраслевыми нормами об отдельных видах линейных сооружений. Из содержания пункта 3 статьи 23 ЗК РФ следует, что публичный сервитут в отношении земельных участков, занятых линиями связи, может быть установлен только в целях ремонта линейных сооружений.
Из содержания пункта 3 статьи 23 ЗК РФ следует, что публичный сервитут в отношении земельных участков, занятых линиями связи, может быть установлен только в целях ремонта линейных сооружений. Вместе с тем в Законе о связи при установлении сервитута предусмотрена возможность строительства и эксплуатации сооружений связи.

В Федеральном законе от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» не установлены особенности правового режима земель электроэнергетики, а также не указывается, какие объекты электроэнергетики являются недвижимым имуществом, а какие движимым.

Соответственно все вопросы предоставления земельных участков организациям электроэнергетики осуществляются в соответствии с ЗК РФ. Согласно ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться только в целях ремонта линий электропередачи. В Федеральном законе от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» установлено, что земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются в постоянное или во временное пользование в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Данное правило не согласуется с действующим земельным законодательством, из которого вытекает, что организациям газоснабжения земельные участки могут быть предоставлены на условиях аренды, собственности, сервитута частного или публичного в безвозмездное (срочное) пользование из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, на основании договора. Аналогично с вышесказанным в соответствии с ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться только в целях ремонта объектов транспортной инфраструктуры.

Таким образом, в действующем законодательстве не предусмотрено установление публичных сервитутов для целей строительства, эксплуатации, реконструкции и охраны линейных сооружений.

Следует также обратить внимание на статью 25 Закона о регистрации.

Действующая редакция данной статьи (в отличие от предыдущей) не предусматривает истребование у заявителей документов на земельный участок, в границах которого расположен объект.

Учитывая изложенное, полагаем, что отсутствие прав на земельный участок собственника линейных объектов не может служить основанием для отказа в государственной регистрации. Главный специалист – эксперт – государственный регистратор Краснодарского края отдела регистрации прав на нежилые помещения и крупных правообладателей А.А. Бородаенко

Оформление прав на землю под линейными объектами

Представляется, что для каждого сооружения, независимо от того, насколько оно обременительно для правообладателя земельного участка, невозможно образовать свой земельный участок, который можно было бы в последующем купить или взять в аренду.Линейные сооружения в городских условиях находятся над или под другим линейным объектом и расположены в основном вдоль дорог.Если мы следуем теории создания самостоятельного участка для размещения линейного объекта, то вся земля под объектом должна быть поделена на множество участков долевой собственности владельцев различных объектов и множество участков, находящихся в аренде нескольких лиц, в местах их совпадения или пересечения.Но даже если линейные объекты расположены на значительном удалении друг от друга и не пересекаются, для строительства линейного объекта требуется гораздо большая площадь, чем для его дальнейшей эксплуатации.

. или публичный?

Публичный сервитут — одна из главных мистификаций российского законодательства. Во-первых, неясно значение противопоставления частного и публичного сервитутов.

Говоря о способе установления, следует сказать о том, что иногда частный сервитут устанавливается судебным решением, которое не является волей частного лица. Если говорить про цели установления, то частный сервитут может обеспечивать размещение объекта, имеющего общественное значение, а публичный — интересы частных лиц (например, подп. 2, 4, 6, 7, 8, 9 п. 3 ст. 23 ЗК РФ).

Рекомендуем прочесть:  Статья продажа чужого имущества

Наконец если противопоставление построено по кругу лиц, имеющих право доступа на земельный участок, то, например, никак нельзя сказать, что неограниченное число лиц использует публичный сервитут для ремонта линейного сооружения, размещения геодезического знака, проведения дренажных работ и т.п. Парадокс публичного сервитута в отношении линейных сооружений в том, что он не предусматривает строительство новых объектов, разрешая лишь ремонт и обслуживание существующих (подп. 2 п. 3 ст. 23 ЗК РФ). Права на земельные участки под однородными линейными объектами вынужденно приобретают различный правовой статус.

С течением времени, как нетрудно догадаться, для размещения новых линейных объектов будут использоваться право аренды или собственности — к чему это приведет, было показано выше. Земельный кодекс возвел два непреодолимых препятствия на пути установления публичного сервитута. Нормативный правовой акт об установлении публичного сервитута не должен содержать перечней всех обременяемых участков (иначе он утратит свойства нормативного акта).

Однако в таком случае можно столкнуться с трудностями в регистрации публичных сервитутов. При этом неясно время вступления в силу нормативного акта: формально оно увязывается с моментом государственной регистрации публичных сервитутов в ЕГРП (п.

9 ст. 23 ЗК РФ и ст. 131 ГК РФ), однако нелегко представить случай, когда закон вступает в силу с момента совершения действий, им самим предписанных.

Второе препятствие — несправедливое распределение ответственности за установление сервитута в случае предъявления требования о выкупе участка (п. 7 ст. 23 ЗК РФ), когда за убытки, причиненные частным обладателем сервитута, расплачивается орган власти, его установивший. Таким образом, последний всегда оказывается в заложниках у обладателя публичного сервитута.

Курс повышения квалификации Линейные объекты. Особенности землепользования и размещения

  1. Рассмотрим предоставление, формирование, использование земельных участков для размещения, строительства и эксплуатации линейных объектов, изменения требований Земельного и Градостроительного кодексов, практику решения сложных вопросов ППТ, ПМТ, охранных зон, изъятия земель и другие вопросыДля когоДля юристов, работающих в сфере земельных отношений, специалистов государственных учреждений и муниципальных образований, энергоснабжающих и проектно-строительных компанийКраткое описаниеНа курсе рассматриваются последние изменения требований законодательства о линейных объектах, в том числе № 341-ФЗ от 03.08.2018 «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» и № 342-ФЗ от 03.08.2018 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Линейные объекты: особенности землепользования и размещения

Семинар предназначен для: Юристов, собственников земельных участков, инвесторов, девелоперов, руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности.

Цели семинара: Рассмотреть новые требования Земельного и Градостроительного кодексов РФ, вступивших в силу в 2020 годах; получить рекомендации по сложным практическим аспектам деятельности в вопросах предоставления и оформления земельных участков для строительства, эксплуатации линейных объектов, постановке на кадастровый учет, установления сервитутов, использования земель без установления сервитутов, установления и внесения изменений в охранные и санитарно-защитные зоны.

ПРОГРАММА Новое в законодательном регулировании линейных объектов (ЛО): последние изменения в ЗК РФ, ГрК РФ, сопряженных законах (экспертный обзор). Признаки ЛО по нормам ГК РФ, ГрК РФ, специальных законов. ЛО как объекты движимого и недвижимого имущества.

  1. Имущественно-технологический состав линейных объектов разных видов, площадные части линейных объектов. Движимые и недвижимые линейные объекты, и их части с 2020 года.
  2. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков для линейных объектов.
  3. Виды линейных объектов. Понятие и терминология линейного объекта, отграничение линейных объектов от иных объектов, критерии признания коммуникаций (сетей) линейными объектами.
  4. Инженерные сети как объект имущества. Нормативно-правовые вопросы владения и распоряжения инженерными сетями.
  5. Земли (территории, зоны), запрещенные или предписанные для линейных объектов. Выведение земель для линейного объекта из-под градостроительного регламента.

Размещение линейных объектов в 2020 году: сервитут и публичный сервитут.

  1. Разбор актуальных примеров размещения линейных объектов в регионах.
  2. Линейный объект на землях сельскохозяйственного назначения и в городских условиях.
  3. Новеллы и преимущества в части строительства инженерных сооружений на условиях публичного сервитута.
  4. Вопросы установления публичных сервитутов в целях размещения объектов энергетики, в том числе при пересечении с другими линейными объектами.
  5. Как работает новое законодательство? Краткий обзор федеральных законов, касающихся размещения линейных объектов: ФЗ N 341-ФЗ от 03.08.2018; изменение статьи 23 ЗК РФ (право строительства на ЗУ, оформленном на праве сервитута); новая глава 5.7 ЗК РФ «Установление публичного сервитута в отдельных целях»; новые особенности для ППТ и ПМТ при размещении линейных объектов.
  6. Сравниваем: основания возникновения сервитута и публичного сервитута, способы оформления, сроки, способы защиты собственника участка.
  7. Предоставление земельных участков для размещения линейных объектов. Разрешенное использование ЗУ применительно к линейным объектам. Установление, изменение ВРИ ЗУ в 2020 году.
  8. Возможные барьеры при возведении объектов электроэнергетики, варианты решения.
  9. Упрощение размещения линейных объектов: порядок и основания для установления публичного сервитута; схема установления, отличия нового публичного сервитута от иных правовых инструментов для размещения линейных объектов, последствия установления для правообладателей ЗУ; вопросы установления платы за сервитут.

Установление охранных зон линейных и площадных объектов в 2020 году.

  1. Возмещение убытков правообладателям земельных участков, расположенных в охранных зонах.
  2. Случаи, не требующие издания актов уполномоченных органов об установлении охранных зон.
  3. Влияние на застройку, ввод объектов в эксплуатацию в границах охранных зон.
  4. Порядок установления (изменения) границ охранных зон линейных объектов (ЛО), их влияние на землепользование третьих лиц. Требования к документам, содержащим описание охранной зоны. Оформление разрешительной документации; предоставление земельных участков, попадающих в границу охранных зон. Изменение границ охранных зон в связи с реконструкцией и капитальным ремонтом ЛО.
  5. Санитарно-защитные зоны (СЗЗ): вопросы установления границ, мероприятия по организации СЗЗ, приобретение земли в СЗЗ, проблемы строительства объектов, ограничение использования земельных участков.

Подготовка градостроительной документации для размещения линейных объектов в 2020 году.

  1. Уточнение требований к формированию документации по планировке территории для размещения ЛО – обновление обязанностей ОМСУ.
  2. Исключение требований об установлении красных линий для ЛО.
  3. Утверждение федеральных схем территориального планирования.
  4. Применение норм градостроительного законодательства при строительстве объектов инженерной инфраструктуры.
  5. Документация по планировке территории: новый состав разделов проектной документации и требования к их содержанию в случае установления сервитута, публичного сервитута. Перечень документов и сведений, направляемых в орган регистрации прав в случае установления или прекращения публичного сервитута, и срок их направления. Отображение линейных объектов в ДТП. Обоснование необходимости внесения изменений в ДПТ, в том числе при изменениях характеристик сооружения, типа прокладки кабеля, незначительного изменения местоположения объекта и прочее.

Объекты самовольного строительства в 2020 году: специфика для линейных объектов.

  1. Является ли отсутствие разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию (или одного из них) признаком самовольной постройки?
  2. Возможность изъятия земельного участка, на котором возведена или создана самовольная постройка, в случае невыполнения обязанностей по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.
  3. Разбор судебной практики привлечения к ответственности за нарушения при возведении линейных сооружений в 2020г. Защита интересов приобретателя недвижимости. Возмещение расходов и вопросы защиты интересов добросовестных застройщиков.
  4. Изменения в Земельный кодекс РФ в части определения судьбы ЗУ под снесенным ОКС и под самовольным ОКС. Порядок отчуждения ЗУ в связи с его неиспользованием.
  5. Совершенствование системы государственного строительного надзора и сноса ОКС.
  6. Возведение с нарушением установленных ограничений по использованию земельного участка.
  7. Новый порядок отнесения объекта к самовольной постройке. Процедурные вопросы признания и отдельные вопросы прекращения прав, порядок сноса.

Новое в кадастре и государственной регистрации объектов недвижимости.

Учетно-регистрационные вопросы, связанные с размещением линейных объектов.

  1. Новые положения ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в части уточнения требований к местоположению границ земельных участков (изменения и дополнения, вступившие в силу с 16.09.2019).
  2. Подготовка технического плана на ЛО для постановки объекта на кадастровый учет, а также для целей внесения изменений в объект, в частности: определение протяженности; отражение конструктивных элементов, выходящих на поверхность земли; порядок отражения нескольких контуров объекта; исходные данные для определения местоположения и конфигурации объекта; отражение в техническом плане нескольких изменений объекта.
  3. Реестровые ошибки, пути их устранения. Новые полномочия Росреестра. Сокращение времени и расходов на прохождение процедур, связанных с регистрацией прав и постановкой на кадастровый учет.
  4. Приостановление государственного кадастрового учета.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ЛАПКИНА Анна Сергеевна Председатель комитета по архитектуре и градостроительству администрации Тосненского района Ленинградской области.

ЖАРКОВА Ольга Александровна К.ю.н, СПбГУ, юридический факультет, доцент кафедры правовой охраны окружающей среды. УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ Стоимость обучения составляет 25 800 рублей.

При единовременном участии двух и более сотрудников в одном мероприятии предоставляется скидка – 7 %. В стоимость обучения входит: Методический материал, обеды, кофе-паузы. Документ по окончании обучения: Сертификат об участии в семинаре.

Иногородним клиентам оказывается помощь в бронировании гостиницы на период прохождения обучения. Получить более подробную информацию и записаться на семинар можно , по телефону +7 (812) 213-18-19 или по электронной почте .

Правовой статус сервитута в свете законодательного регулирования линейных объектов

Соловьев Сергей Аркадьевич .

В настоящее время правовое регулирование сервитутов носит междисциплинарный и разобщенный характер, представляя собой один из самых «туманных» разделов законодательства. Основы конструкции сервитутов, равно как и основания для их классификации, были разработаны еще в римском праве и сохраняют свое значение в качестве принципиальной модели для понимания сути сервитутных прав и на сегодняшний день.

Сходным образом сервитут трактует и Гражданский кодекс Российской Федерации (далее также – ГК РФ). Однако современный уровень частно-правовых отношений диктует необходимость их регулирования с учетом реалий современности. Имеется ряд факторов, относящихся к законодательному регламентированию сервитутов, неучтенных в полной мере существующим законодательством.

Законодательное регулирование статуса и правового режима возведения линейных объектов недвижимости – вот еще одна загадочная область отечественного законодательства. Количество препятствий, с которыми сталкиваются компании, осуществляющие свою деятельность в области создания линейных объектов, столь велико, что бывалый правовед, глядя на имеющуюся ситуацию, не сможет удержаться оттого, чтоб не вспомнить о социологической концепции правопонимания.

Право в данном случае предстает не как формально выраженные нормы позитивного закона, а действительный порядок, сложившийся в общественных отношениях в ходе их поступательного развития. I. Понятие линейного объекта Определимся с содержанием понятия линейный объект. Нормативная дефиниция, отражающая существенные, необходимые и повторяющиеся признаки описываемого явления в данном случае отсутствует.

При этом, федеральный законодатель не единожды расшифровывает содержание термина «линейный объект», излагая его описательным путем.

Так, Градостроительный кодекс Российской Федерации понимает под линейными объектами сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и др.

Федеральный закон

«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

называет в числе линейных объектов ним дороги, линии электропередачи, линии связи, нефте-, газо- и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Как видим, ни одно из нормативных определения понятия «линейный объект» не приводит ключевых закономерностей, необходимых для понимания вопроса.

С этой целью прежде всего определимся с характеристиками, выражающими предмет исследования. К последним, анализируя совокупность множества существующих линейных объектов, можно отнести следующие: — фактическая протяженность (линейный объект продольно вытянут, при этом всегда длина объекта будет существенно больше относительно его ширины); — линейный объект – это инженерно-техническое сооружение; — линейный объект, как правило, не существует вне тесной связи с землей.

Сами линейные объекты в практических и познавательных целях допустимо квалифицировать по различным основаниям. Так, взяв за классификационный признак последнюю из приведенных нами выше характеристик линейных объектов, все линейные объекты допустимо поделить на подземные, наземные и надземные линейные объекты.

Так, взяв за классификационный признак последнюю из приведенных нами выше характеристик линейных объектов, все линейные объекты допустимо поделить на подземные, наземные и надземные линейные объекты. В зависимости от назначения выделяют: линии связи, газопроводы, электрические сети, объекты транспортных коммуникаций и т.д.

Также можно выделять линейные объекты, расположенные в границах населенных пунктов и линейные объекты, расположенные вне населенных пунктов. Сразу оговоримся, для наших целей мы не рассматриваем здесь «городские» линейные объекты – инженерные сети, обеспечивающие функционирование жилых и нежилых помещений на территории населенных пунктов. Признаем, отсутствие единой дефиниции термина «линейный объект» является одним из недостатков законодательства в этой сфере, который приводит ко многочисленным проблемам на практике.

Так, значительная часть трудностей возникает на стадии оформления земельно-правовых отношений и этапе государственной регистрации прав собственности на линейные объекты.

Так, в числе наиболее часто возникающих проблем стоит назвать различный правовой статус (категории земель, вид разрешенного использования, правомочия пользователя и вид права на котором объект принадлежит ему) земель, по которым линейный объект проходит. Было бы разумным введение отдельного порядка оформления документации при создании, регистрации линейных объектов.

Лишь некоторые из линейных объектов требуют непосредственного владения земельным участком.

Вместе с тем, особенности конструкции, способы размещения на земельных участках линейных объектов в большинстве случаев не приводят к существенным затруднениям или невозможности использования собственниками земельных участков, к существенному ограничению прав собственников или лиц, использующих земельные участки на иных правах.

Как правило, линейные объекты не препятствуют использованию земельного участка по целевому назначению, создавая несущественные неудобство в пользовании для собственника. Несмотря на то, что линейные объекты по большей мере находятся в частной собственности, как правило, имеется наличие публичного интереса в их строительстве и эксплуатации, которое требует отражения в правовом регулировании соответствующих отношений в части установления баланса частных и публичных интересов.

II. Проблемы оформления прав на землю под линейными объектами. В настоящее время процедура строительства и оформления прав на линейные объекты и землю под ними выглядит примерно следующим образом. Уполномоченным органом принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта, после чего сетевая компания приступает к непосредственному осуществлению строительства.

За ограничение прав пользователей участков, по которым проходит объект, производятся соответствующие расчеты компенсационного характера.

По окончании строительства линейного объекта образуются земельные участки под отдельными, выступающими над поверхностью земли, структурными элементами линейного объекта. И хотя изначально согласовывалась трасса линейного объекта в целом, вновь образованные участки под отдельными структурными элементами линейного объекта, преподносятся в дальнейшем как ранее согласованные. Уже после предоставления упомянутых земельных участков выдается разрешение на строительство объекта.

При этом, неам презюмировалось, что имелись все необходимые согласия собственников и иных пользователей земельных участков относительно осуществления строительства линейной компанией подобных объектов на принадлежащих им участках. Трудности, возникающие при оформлении земельно-правовых отношений во время создания линейного объекта можно в итоге обособить в следующие группы: — проблемы при проведении инженерных изысканий (так например, существенную проблему представляет собой обеспечение фактического доступа на участки, по которым будет проходить объект и связанный с этим вопрос о юридическом оформлении отношений); — земельные участки, находящиеся в государственной собственности уже предоставлены иному лицу на праве аренды (повторно такой участок в аренду уже на предоставишь, а заключение договора субаренды, без предварительного внесения в него изменений, необходимых в связи с возведением линейного объекта, маловероятно); — линейные объекты, в силу большой протяженности, пролегают по значительному количеству земельных участков, принадлежащих разным собственникам.

В силу этого, единовременно и однообразно решить вопросы со всеми этими субъектами о выкупе или заключении договоров аренды земельных участков, занятых такими объектами, практически невозможно.

Необходимость массового межевания участков ведет к существенному удорожанию и растягиванию по времени; — для строительства линейного объекта необходима большая площадь земли, чем для дальнейшей его эксплуатации; — линейные объекты пролегают по различным категориям земель, имеющим разнообразный правовой режим.

Однако в Земельном кодексе Российской Федерации (далее также ЗК РФ) земли, на которых расположены линейные объекты, отнесены к землям промышленности и земель иного специального назначения. При этом, Земельный кодекс РФ устанавливает, что землями энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения могут быть признаны только земли, находящиеся за границей населенного пункта.

Таким образом, коллизионной является ситуация, когда более половины линейных объектов расположены на землях населенных пунктов. — отсутствие реальной возможности оформления прав на земельные участки, препятствует государственной регистрации прав на линейные объекты (существующий порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество требует указания в документах, необходимых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, сведений о земельных участках, на которых оно расположено). Как справедливо замечают Бочаров М.

В. и Королев Д. В. подобные недостатки по большому счету «являются следствием лишь одной причины, а именно требования о том, что любая деятельность, от изысканий до строительства скважин и трубопроводов, может быть осуществлена только в границах земельных участков с определенным правовым режимом. Все остальные отрицательные явления являются лишь следствием: двойное и тройное образование земельных участков, их перевод в другие категории, высокая стоимость кадастровых работ, а в конечном счете — высокая стоимость доступа к земле линейной компании.» III. Пути решения проблем. Возведение на условиях сервитута линейных объектов вполне могло бы быть вариантом, способным устранить бы массу проблем, возникающих на практике, при строительстве подобных сооружений.

Отечественному законодательству на настоящий момент известен сервитут двух видов: частный сервитут, регулируемый гражданским законодательством и публичный сервитут, устанавливаемый в соответствии с нормами ЗК РФ. Для целей определения родового понятия сервитута, воспользуемся дефиницией, косвенно отраженной в положениях п. 1 ст. 274 ГК РФ. Законодатель понимает сервитут как право ограниченного пользования земельным участком, предоставляемое по требованию собственника соседнего земельного участка (иной недвижимости), посредством заключения соглашения сторон или на основании решения суда.

Однако вынуждены констатировать, что закрепленные ГК РФ нормы о сервитутах не учитывают существующее положение дел.

Несмотря на то, что п. 1 ст. 274 ГК РФ прямо говорит о возможности

«прокладки линии электропередачи, связи, трубопроводов»

, частный сервитут устанавливается по требованию собственника недвижимости. Однако эта самая недвижимость на том этапе, когда заключение соглашения о сервитуте могло бы решить массу проблем, в рассматриваемом случае отсутствует, линейные объект еще только предполагается построить.

Отсутствует даже повод для заключения соглашения или обращения в суд с иском об установлении сервитута, поскольку сам объект еще не существует, его только предполагается построить. Для установления сервитута необходимо построить линейный объект, а до этого строительство придется осуществлять непонятным образом, основываясь на добровольном волеизъявлении собственника, ведь сервитут может устанавливаться только в интересах собственника недвижимости.

К возможным путям решения этой проблемы мы еще вернемся. А если господствующая недвижимость и есть, то формулировка закона о

«нуждах собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута»

только добавляет трудностей. Кроме того, не идеален механизм координации интересов субъектов гражданских правоотношений, поскольку

«Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка»

(п.

3 ст. 274 ГК РФ). Потенциальному сервитуарию остается уповать на положительное волеизъявление собственника земельного участка и его добросовестность. Проблему можно попытаться решить обратившись к правовой конструкции публичного сервитута.

В настоящий момент публичный сервитут предусмотрен нормами ст. 23 ЗК РФ. Публичный сервитут можно понимать как право ограниченного пользования чужой недвижимостью, установленное посредством нормативного правового акта. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом компетентного органа власти в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия ЗУ.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом компетентного органа власти в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия ЗУ. В соответствии с законом публичный сервитут должен подлежать государственной регистрации.

Существенной проблемой является то, что органы власти не заинтересованы в установлении публичного сервитута.

Ведь, правообладатель вправе требовать компенсации за ограничения в пользовании земельным участком или даже предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков. Кроме всего прочего установление публичных сервитутов для целей строительства и эксплуатации линейных сооружений действующим законодательством не предусмотрено.

Публичный сервитут допускается лишь для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры В законе приведен ограниченный перечень ситуаций, позволяюших использовать механизм публичного сервитута.

Вместе с тем, публичный сервитут не решает трудностей в вопросах строительства нового линейного объекта. К тому же, несмотря на общественно полезный интерес в создании линейного объекта, сам объект как правило находится в собственности конкретного лица, что слабо согласуется с положениями ЗК РФ.

IV. Перспективы развития. Попытка внесения изменений в нормы, относящиеся к правовому регулированию сервитутов, уже имели место, но все они не привели к сколь-нибудь значимому результату.

В настоящее время тенденция на внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части совершенствования норм о сервитутах нашла свое отражение в проекте внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации.

Расширена сама дефиниция «сервитут», серьезные изменения планируются в части регламентации отдельных видов сервитута. Так, появляются такие субинституты, как строительный, мелиорации, горные, коммунальные.

Таким образом, в существующем виде для нужд, связанных с возведением и эксплуатацией линейных объектов в полной мере не подходят ни конструкция частного, ни конструкция публичного сервитута, ни положения о строительном сервитуте, отраженные в проекте изменений в ГК РФ. На наш взгляд, выходом может служить использование следующих правовых конструкций: конструкции личного сервитута либо конструкции реального сервитута. Как и родовое понятие сервитута, личный сервитут пришел к нам из римского права.

Личные сервитуты принадлежали конкретным лицам персонально и представляли собой пожизненные права пользования чужой вещью. Личным сервитутом для целей строительства линейных объектов будет являться сервитут, обеспечивающий строительство линейных объектов, необходимых для деятельности определенного лица, принадлежащий такому лицу персонально.

Введение института личного сервитута позволит наделить правами сервитуария для конкретных нужд конкретное лицо, что позволит данному субъекту требовать принудительного заключения договоров об установлении сервитута от собственников земельных участков по которым предполагается прохождение линейного объекта. Легальный же сервитут – правовой инструмент, широко распространенный в законодательстве иностранных государств (как то Испания, Германия), в том числе, для целей, связанных с возведением линейных объектов.

Легальный сервитут представляет собой сервитут возникающий либо при наличии условий, указанных в законе, либо в силу принятия публичного акта, устанавливающего такой сервитут в пользу конкретного субъекта. Легальный сервитут возникает не в результате волеизъявления корреспондирующих субъектов или на основании судебного решения, а в силу указания нормы права. Будучи очень похож по своим признакам на публичный сервитут, легальный сервитут таковым, тем не менее, не является.

Институт легального сервитута даст таким образом возможность управомоченному субъекту, соответствующему предписанным законом признакам, использовать земельные участки, принадлежащие частным собственникам для нужд, связанных со строительством линейного объекта. Законом или подзаконным актом должен быть закреплен ряд черт, характерных для подобного сервитуария.

Такими нормативными требованиями могут быть требования, касающиеся размера активов компании-строителя, опыт выполнения работ в соответствующей сфере хозяйствования, специальное право на выполнение работ особого вида.

Таким образом, можно со всей уверенностью предположить, что посредством набора правовых инструментов, состоящего из категорий личного и легального сервитута нивелируются проблемы, возникающие при проведении инженерных изысканий, обеспечении доступа на земельные участки частных собственников, снимается проблема соотношения площади земельного участка, необходимого для строительства объекта и его последующей эксплуатации; уходит на второй план вопрос, связанный с различием правовых категорий земельных участков; существенно должна будет упроститься процедура регистрации прав собственности на созданный линейный объект.

Особо отметим, что публичный сервитут по сути представляет собой ограничение права собственности в пользу всех без исключения, субъективным правом на чужую вещь не являясь. Легальный же сервитут устанавливается в пользу конкретного лица, хотя и может преследовать публичный интерес.

На наш взгляд, допустимо установление легального сервитута в отношении объектов, которые не являются объектами права в строгом смысле слова, как то несформированные земельные участки. Нельзя обойти стороной вопрос о плате за устанавливаемый сервитут.

Он не урегулирован ни законодательно, ни в судебной практике.

Говоря о последней, хочется отметить большое количество противоречий, не разрешенных высшими инстанциями. Хотя мы исходим из того, что сервитут является средством преодоления монополизма собственника земельного участка, баланс частно-правовых интересов требует, чтобы наложенный сервитут не был излишне обременительным.

В качестве альтернативы решения проблемы смеем предложить вариант, заключающийся в привязке стоимости платы за сервитут к величине земельного налога за сопоставимый земельный участок. Соотношение платы за установление конкретного сервитута к величине земельного налога может варьироваться в зависимости от размера участка, площади обременения, ограничения правомочий собственника. В связи с изложенным выше, полагаем, что назрела потребность внесения конкретных изменений в законодательство.

В качестве обоснованного варианта, статью 274 Гражданского кодекса Российской Федерации предлагаем изложить в следующей редакции: «Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) 1.

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

2. В случаях, предусмотренных законом, при наличии к тому оснований, сервитут может устанавливаться на условиях личного сервитута либо на условиях легального сервитута. Легальный сервитут представляет собой сервитут, возникающий при наличии условий, указанных в законодательстве.

Порядок и условия установления легального сервитута определяются органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Личный сервитут представляет собой сервитут, предоставляемый конкретному лицу для нужд, связанных со строительством протяженного объекта объекта. Порядок и условия установления личного сервитута определяются органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

3. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. 4. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. 5. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

6. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.» Группа Компаний «ЭРА-ГЕО-ГИД» Соловьев С. А. Оформление земельных отношений под объектами недропользования и линейными объектами: актуальные проблемы и перспективы законодательного регулирования(Бочаров М.В., Королев Д.В.)(«Правовые вопросы строительства», 2010, № 1)

Конференция ЮрКлуба

Он выступает за бесплатный сервитут. «Такой хоккей нам не нужен» изначально стань этим собственником недвижки ну на балансе то они у кого то стоят, пусть и не как недвижка.Он выступает за бесплатный сервитут.

ему этот сервитут на его квартиру и дачу установить, тогда посмотрим как он будет говорить.

ну на балансе то они у кого то стоят, пусть и не как недвижка.Та же судьба , думаю, ждет и иных владельцев участков , по которым проходят сети какого-никакого социального значения.

да вы батенька конституцию отменили. Земельщик выкладывал дело, которое, вроде как до ВАСа дошло и спустилось опять на новое рассмотрение ( там СНТ ЛЭП проложил по частной территории).Источник: http://medspravku-omsk.ru/linejnyj-obekt-na-zemelnom-uchastke-kak-zaschitit-pravosobstvennika-63094/

Подготовка Технического плана линейного сооружения

Для учета сооружений (линейных и им подобных), расположенных на территории более чем одного кадастрового округа, разработаны специальные правила подготовки Технического плана. Весь объект делиться на «условные части» – по количеству кадастровых округов, на территории которых он расположен.

Технический план включает как общее описание объекта, так и отдельные описания каждой его условной части, расположенной в границах того или иного кадастрового округа. Технический план на линейное сооружение в целом, содержит:

  1. количество этажей (при наличии);
  2. год ввода линейного сооружения в эксплуатацию (года завершения строительства линейного сооружения);
  3. тип и значение основной характеристики линейного сооружения — протяженности в метрах (с точностью до 1 метра);
  4. кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположено линейное сооружение;
  5. назначение линейного сооружения;
  6. адрес линейного сооружения (при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса указывается описание местоположения линейного сооружения с указанием наименований субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, на территории которых располагается такой объект);

Список литературы

  • Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 141-ФЗ от 22.07.2008 года // «Собрание законодательства РФ», 28.07.2008, N 30 (ч.

    1), ст. 3597;

  • Постановление Правительства РФ «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других прав на линейно-кабельные сооружения связи» № 68 от 11.02.2005 года // «Собрание законодательства РФ», 21.02.2005, N 8, ст. 650;
  • Федеральный закон «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской федерации» № 189-ФЗ от 29.12.2004 года // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст.

    15;

  • Федеральный закон «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» № 246-ФЗ от 19.07.2011 года // «Собрание законодательства РФ», 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4594;
  • Федеральным законом № 201-ФЗ от 04.12.2006 года «О введении в действие Лесного Кодекса Российской Федерации» // «Российская газета», N 277, 08.12.2006; 1
  • Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 №122-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, №30, ст. 3594;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2006 N 710 «О внесении изменений в Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним»// «Собрание законодательства РФ», 27.11.2006, N 48, ст.

    5038;

  • Федеральный закон «О товариществах собственника жилья» № 72-ФЗ от 15.06.1996 года // «Российская газета», N 119, 26.06.1996;
  • Земельный Кодекс РСФСР № 1103-1 от 25.04.1991 года // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 30.05.1991, N 22, ст.

    768;

  • Закон Российской Федерации «О недрах» № 2591-1 от 21.02.1992 года // «Собрание законодательства РФ», 06.03.1995, N 10, ст.

    823;

  • Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 года № 219 // «Российская газета», N 42, 04.03.1998;
  • Постановление Президиума ВАС РФ № 2061/99 от 12.10.1999 года // «Вестник ВАС РФ», 2000, N 1;
  • Земельный Кодекс Российской Федерации № 139-ФЗ от 25.10.2001 года // «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, N 44, ст.

    4147;

  • Федеральный закон № 73-ФЗ от 03.06.2006 года «О введении в действие Водного Кодекса Российской Федерации» // «Российская газета», N 121, 08.06.2006;
  • Постановление Пленума ВАС № 8 от 25.02.1998 года // «Вестник ВАС РФ», 1998, N 10;
  • Гражданский кодекс РФ.

    Часть 1 // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст.3301;

  • Наумова Л. Критерии квалификации недвижимого имущества.// «ЭЖ-Юрист», 2005, № 4 – с. 12-13

О кадастровом учете земельных участков, занятых линейными объектами

Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъектам Российской Федерации ФГУ «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации В адрес Роснедвижимости поступают многочисленные обращения от юридических лиц, заинтересованных в кадастровом учете земельных участков, на которых расположены отдельные типы сооружений линейных объектов, такие как опоры воздушных линий связи и электропередачи, наземные сооружения кабельных линий связи и электропередачи, трубопроводного транспорта и другие подобные сооружения и объекты (далее – земельные участки, на которых расположены отдельные типы сооружений).

В соответствии с ч. 10 ст. 25 «О государственном кадастре недвижимости» (далее – закон о кадастре недвижимости) определено, что особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков (далее – особенности кадастрового учета) могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ Разработка нормативного правового акта, устанавливающего особенности кадастрового учета, запланирована Минэкономразвития России в апреле 2009 года. В этой связи Роснедвижимость направляет разъяснения по вопросу оформления документов, необходимых для кадастрового учета земельных участков, на которых расположены отдельные типы сооружений.

Частью 1 ст. 24 закона о кадастре недвижимости предусмотрена возможность постановки на кадастровый учет нескольких одновременно образованных объектов недвижимости на основании одного заявления о кадастровом учете. В соответствии с п. 5 Требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных , для всех земельных участков, образующихся одновременно при разделе ранее учтенных земельных участков, оформляется одно Описание земельных участков (далее – Описание).приказом Росземкадастра от 02.10.2002 № П/327 Таким образом, для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены отдельные типы сооружений, может представляться одно заявление о кадастровом учете и одно Описание.

При этом такие образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям действующего законодательства, т.е. принадлежать к одной категории земель, быть занятым одним линейным объектом, находиться в одном муниципальном образовании (населенном пункте). Постановка на учет всех земельных участков, на которых расположены отдельные типы сооружений, относящихся к одному линейному объекту и находящихся в одном кадастровом квартале (муниципальном образовании, населенном пункте), осуществляется одновременно в срок, установленный законом о кадастре недвижимости.

По решению Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации может приниматься одно Описание в отношении земельных участков, находящихся в одном муниципальном образовании (населенном пункте) при условии соблюдения сроков проведения государственного кадастрового учета. Раздел «Чертеж земельных участков» (далее — Чертеж) Описания должен содержать сведения о взаимном расположении земельных участков с отображением границ всех земельных участков, на которых расположены отдельные типы сооружений, относящихся к одному линейному объекту и находящихся в одном кадастровом квартале (муниципальном образовании, населенном пункте). При необходимости могут быть оформлены дополнительные листы Чертежа, включающие изображение в более крупном масштабе отдельных земельных участков (если на основном листе Чертежа не обеспечивается читаемость изображения – невозможно отразить точки и их обозначение и т.п.).

На Схеме границ земельного участка (обратная сторона Акта согласования местоположения границ) допускается отражать несколько земельных участков в случае, если они являются смежными не более чем с одним земельным участком.

Заявление и Описание помещаются в кадастровое дело земельного участка с наименьшим кадастровым номером, в кадастровых делах остальных земельных участков делается ссылка на место хранения документов.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+