Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Налоговое право - Полицейские при налоговой проверки на каком основании

Полицейские при налоговой проверки на каком основании

Полицейские при налоговой проверки на каком основании

Что делать не нужно


Как бы ни было страшно, в таком случае необходимо помнить о трех вещах. 1. Не нужно полицейским (следователям) помогать в их работе. Все, что они имеют право сделать в ходе проверки, они вправе сделать и без Вашей помощи.

Оперативники зачастую просят самих сотрудников что-либо сделать: «откройте, пожалуйста, ящики столов», «покажите нам, что у Вас в сумочке», «введите пароли на всех компьютерах». Выполнять такие просьбы небезопасно. Имеется существенная разница между тем, что сделал полицейский при проверке сам, применив свои полномочия, и тем, что сделано руками сотрудников компании по его просьбе.

Часто на практике, если полицейские не уверены в своих полномочиях, то просят это сделать сотрудников офиса, причем иногда даже грозным голосом.

Таким образом, на любую просьбу «ввести пароли», «принести», «открыть», «подержать» лучше иметь такой ответ: «Извините, я не юрист, если Вы имеете право это сделать, то, сделайте это сами. А если не имеете, то не стоит меня просить сделать это за вас.

Благодарю за понимание». 2. Не нужно проверяющим мешать выполнять свои обязанности. Бывает, что среди сотрудников компании находятся вдруг некие «борцы за справедливость», пытающиеся противодействовать, как им кажется, незаконным действиям полицейских. Случалось, что такие сотрудники физически препятствовали входу в помещение, выхватывали у полицейских личные вещи сотрудников компании, которые, на их взгляд, трогать незаконно.

Однако всегда это заканчивалось силовым противодействием. В итоге полицейские получали то, что хотели, а потом часто инициировали возбуждение уголовных дел по нападению на сотрудников полиции при исполнении.

В таких случаях для сотрудников компании безопаснее физически не противодействовать полицейским. Даже если их действия выходят за рамки закона.

Правильнее будет запомнить в деталях, кто, что и как делал, что говорил и т.д.

И обратить на это внимание своих коллег, чтобы они тоже запомнили.

И уже после ухода проверяющих подготовить грамотные доказательства для оспаривания незаконных действий полицейских с помощью юристов. 3. Нужно запоминать все, что видите.

Сотрудникам компании во время проверки полезно включить в себе кнопку «PLAY» и «поработать» видеокамерами и диктофонами – запоминать все, что вокруг происходит, и все, что делают полицейские. Это может стать решающим аргументом в случае спора с проверяющими.

Более того, если сотрудники кроме запоминания ничего больше делать не будут, а все сделают сами полицейские, то для компании это лучший вариант развития событий при проверке. Чтобы исключить появление оперативников в офисе можно порекомендовать организации проявлять должную осмотрительность. Как это не парадоксально, но бизнесмены не спешат заниматься собственной безопасностью.

Очевидно, рассчитывают на русский «авось», а это неправильно.

В данном случае, лучше как раз поволноваться заранее.

Запросив документы у контрагента, компания при налоговой проверке, тем более на процессе, сможет закрыться ими как щитом. Кроме того, очень часто фактором риска становится обиженный уволенный сотрудник.

Это счастье для проверяющих. Поэтому компаниям можно рекомендовать еще одну профилактическую меру – расставаться с людьми по-хорошему.
  1. , консультант в сфере бухучета, налогообложения и финансов, лектор ИПБ России

«». Рубрики:

Совместные с налоговой инспекцией проверки

Перед началом выездной налоговой проверки проводится предпроверочный анализ налогоплательщика.

Если в результате данного анализа выявляются незаконные схемы ухода от налогов или вывода денежных средств с участием фирм-однодневок, к проверке привлекают сотрудников ОЭБиПК. Они должны быть вписаны в решение о проведении выездной проверки, с указанием Ф.И.О. и должности. Если в этом документе кто-то из них не фигурирует, вы имеете полное право их не пускать.
и должности. Если в этом документе кто-то из них не фигурирует, вы имеете полное право их не пускать. . ОЭБиПК привлекается к проверке в связи с тем, что он имеет больше полномочий при осмотрах, допросах, выемке документов и предметов, доступе на территории компаний, розыске свидетелей, чем сотрудники налоговой инспекции.

Если в ходе налогового контроля устанавливаются дополнительные факты мошеннических действий налогоплательщиков либо необходима помощь для проведения этих мероприятий, ОЭБиПК может привлекаться на любом этапе проверки. В этом случае принимается решение об изменении состава проверяющих, с указанием Ф.И.О. и должности привлеченных сотрудников, и данное решение в обязательном порядке вручают проверяемому налогоплательщику.

Во всех документах, составляемых в ходе проведения и при окончании совместной проверки, должны быть вписаны сотрудники ОЭБиПК. Это протоколы осмотров, допросов, акты выемки, акт об окончании проверки. Если мероприятия налогового контроля проводятся совместно, но в документах указываются не все сотрудники, проводившие данные мероприятия, их можно отменить по формальным признакам.

После окончания совместной проверки, если сумма доначисленных налогов превышает для ИП 900 тыс. рублей, а для организаций — 5 млн рублей (не считая НДФЛ с работников), ОЭБиПК передает все материалы в суд для возбуждения уголовных дел по ст. 198 и 199 УК РФ. Отметим, что данные суммы были увеличены с января 2017 года, до этого они составляли 600 тыс.

рублей для ИП и 2 млн рублей — для организаций.

Даже если проверку проводила только инспекция, но сумма доначисленных налогов превышает установленные лимиты и уплата их не поступила в бюджет в течение 3 месяцев с момента вступления в силу решения о привлечении к налоговой ответственности, то ИФНС должна передать все материалы в ОЭБиПК для проверки и возбуждения уголовных дел.

Те же и однодневки

Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (см.

п. 28 ч. 1 ст. 13) предусматривает иные случаи, когда сотрудники ОВД также обязаны принимать участие в выездной проверке налоговых органов при наличии запроса с их стороны по следующим основаниям:

  1. противодействие противоправным действиям проверяемых лиц, которые препятствуют налоговым инспекторам при осуществлении ими своих законных действий, в том числе и с угрозой для их здоровья и жизни. Кроме того, привлечение сотрудников ОВД к контрольным налоговым мероприятиям возможно и по общим основаниям: для проверки фактов возможного нарушения налогового законодательства. Точка зрения ФНС России по этим вопросам конкретизируется в письме от 25.07.13 № АС-4-2/13622. Здесь говорится о том, что участие в проведении выездных контрольных мероприятий сотрудников ОВД необходимо, когда выявлены признаки составов преступлений, предусмотренных статьями (мошенничество, в том числе и при необоснованных возмещениях НДС), (неуплата налогов и сокрытие имущества, за счёт которого можно произвести взыскание этих налогов). Основанием для привлечения полицейских к проведению проверки могут стать факты противодействия её проведения. К ним налоговики относят как смену учредителей, так и поспешную смену адреса проверяемой организацией, её реорганизацию либо вообще ликвидацию. Разумеется, без внимания налоговиков не останутся и подозрительные действия налогоплательщика в форме банкротства, которые наводят на мысли фиктивном или преднамеренном характере последнего. И, конечно, однодневки. Любая информация о том, что в цепочке продаж присутствует подозрительное звено (например, компания, которая зарегистрирована по утерянному паспорту) вызовет включение в состав выездной налоговой проверки сотрудников ОВД. Практика показывает, что привлечение к проведению налоговой проверки полиции проводится налоговиками весьма оперативно: буквально в тот же день, когда выявляются соответствующие обстоятельства. Этому способствует закон, который позволяет привлекать полицию, как до начала проверки, так и в ходе её проведения. При этом правила поведения сотрудников ОВД и ФНС при проведении выездной налоговой проверки регламентируются разными нормативными актами. Фискальное ведомство должно соблюдать процессуальные нормы налогового законодательства, а полицейские подчиняются требованиям всё того же закона об ОРД. Общее руководство проверкой возлагается на должностное лицо фискального ведомства.
  2. необходимость участия сотрудников полиции в проведении таких следственных действий, как выемка документов, опрос, осмотр офиса и т.п.;

«Для них работа, для вас — шок».

Как вести себя во время оперативных мероприятий полиции

Каждую неделю в — инструкция для собственников бизнеса о том, как выжить в российских реалиях. Материалы публикуются в рамках совместного проекта Центра и портала DK.RU. Сегодня — о том, как выявляются налоговые преступления и что делать, если полицейские пришли к вам.

, почетный адвокат России: — Когда ко мне на консультацию приходят предприниматели, первым делом они выключают телефоны, вытаскивают аккумуляторы и заматывают их в шарф.

На это я хочу сказать: не впадайте в паранойю. Прослушивать всех и вся невозможно. В противном случае одна половина России должна была бы постоянно говорить по телефону, а вторая — непрерывно слушать.

Да, существуют системы, автоматически подключающиеся к телефонным разговорам, реагируя на ключевые слова вроде «взрыв» или «наркота», которые могут быть сигналом готовящихся преступлений, опасных для общества.

Но налоговые преступления в эту категорию не попадают.

Матерые опера дают такой совет: проснулся утром — подойди к зеркалу и спроси: «А кому ты нужен?». Если быстро найдешь ответ, заморачиваться стоит. Прослушивание телефонных и иных переговоров возможно только по преступлениям средней тяжести и тяжких. Если вас и прослушивают незаконно (без разрешения суда), то использовать такие записи в качестве доказательства невозможно.
Если вас и прослушивают незаконно (без разрешения суда), то использовать такие записи в качестве доказательства невозможно.

Это можно принять к сведению — не более того. Хотя и это имеет значение — так в обладании оперативных служб появляется информация, где и что потом искать.

Что такое налоги, сборы и взносы? Это основа экономической безопасности государства.

Хотим мы этого или нет, но самый главный возмутитель спокойствия с точки зрения уклонения от уплаты налогов — полиция. Одна из основных целей ее деятельности — предотвращение угроз экономической безопасности страны.

Поэтому полицейские проводят постоянную работу по выявлению фактов уклонения от уплаты налогов. Существуют различные инструкции о совместной деятельности с , таможней, налоговой, Минфином, Следственным комитетом и прочими организациями.

Теперь к ним добавился еще и , который в последнее время взялся за святая святых — адвокатскую тайну.

Под страхом ответственности за пособничество в легализации денежных средств эта организация требует сообщать обо всех случаях, когда адвокатам становится известно, что доверитель совершает сомнительные финансовые операции и уклоняется от уплаты налогов.

Адвокатское сообщество с этим активно борется, но в чью сторону склонится чаша весов, пока непонятно. Это бред с точки зрения самой сути адвокатской помощи.

Если на адвокатов возложат обязанность «стучать» на своих доверителей, в этот момент адвокатура как таковая перестанет существовать. Большинство преступлений выявляется полицией в тесном взаимодействии с . При формировании планов налоговых проверок учитываются данные, полученные полицейскими при проведении оперативно-розыскной деятельности.
При формировании планов налоговых проверок учитываются данные, полученные полицейскими при проведении оперативно-розыскной деятельности. С 7 декабря 2011 г. поводом для возбуждения уголовного дела по статьям 198-199.2 УК РФ могло стать только вступившее в силу решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения, сумма недоимки по которому достаточна для возбуждения уголовного дела.

При этом материалы проверок, послужившие основанием для вынесения такого решения, налоговый орган должен был направлять в только в случае, если налогоплательщик не уплатил доначисленные по решению налоги и сборы в течение более двух месяцев с даты истечения срока по соответствующему требованию (п.

3 ст.32 НК РФ). Но такой порядок просуществовал недолго. С конца 2014-го поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях могут стать не только материалы, полученные из налоговых органов, но и данные о готовящемся или совершенном преступлении, полученные из различных источников (в том числе, из СМИ), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.

Получается, что для принятия решения о возбуждении уголовного дела следователю уже нет нужды дожидаться результатов проверок налоговых органов.

Мало того, это позволяет возбуждать уголовные дела, проводить следственные мероприятия и привлекать к уголовной ответственности за налоговые преступления до 10-летней давности, ведь теперь это не ограничено сроками выездных налоговых проверок, глубина которых не превышает трех лет, предшествующих году, в котором проверка начата. Отсутствие такой связи существенно усложняет, если не исключает, ранее имевшуюся возможность избежать уголовного преследования путем уплаты сумм недоимки, пеней и штрафов по решению налогового органа. Как налогоплательщик может понять, что его персона кого-то заинтересовала и в его отношении ведется оперативно-розыскная деятельность?

Деятельность эта чаще всего негласная и ведется под покровом ночи, поэтому о факте возбуждения оперативно-розыскного дела узнать практически невозможно. Но понять, что в отношении вас или вашей компании проводятся проверочные мероприятия, можно по трем основным признакам.

Во-первых, если вас вдруг вызывают в полицию для дачи пояснений.

Во-вторых, в офисе или по месту жительства проводятся такие мероприятия как обследование помещений, участков местности и транспортных средств. В-третьих, вы внезапно получаете письмо-запрос о предоставлении документов в связи с хозяйственной деятельностью. Возможно, проверяют вашего контрагента, но активность правоохранителя вполне может переключиться и на вас, если он поймет, что и у вас не все чисто.

Первое, что сделал бы я на вашем месте при получении трех этих сигналов — позвонил бы адвокату. Никто не лишен конституционного права на пользование квалифицированной юридической помощью.

И при проведении опроса или обыска с вами сможет присутствовать только адвокат, а не юрист вашего предприятия с доверенностью (его сразу же попросят удалиться). На что нужно обратить внимание, если к вам пришли полицейские?

Во-первых, на руках у них должно быть постановление либо распоряжение, подписанное руководителем органа полиции. В нем должно быть указано основание для проведения обследования, лицо, в отношении которого оно проводится, место проведения и перечень оперативных работников, которым это поручено. Постановление под расписку объявляется руководителю, главному бухгалтеру, любому иному лицу, являющемуся работником/должностным лицом проверяемой организации.

Представьте: вы спокойно работаете, и к вам внезапно заходят полицейские. Я уже забыл те случаи, когда в случаях, связанных с налогами, они врывались в масках и с автоматами.

Приходят ребята интеллигентного вида в пиджаках и галстуках, ничем не хуже ваших топ-менеджеров. Для них это работа, для вас — шок. И вы начинаете совершать ошибки.

Например, распоряжение посмотрели, расписались, но не скопировали.

Полицейский делать копию не обязан, это ваша забота. Если скопировать не разрешают, берите ручку и переписывайте дословно (так в случае необходимости у адвоката будет, что обжаловать). Попросите полицейских предъявить удостоверения.

Если есть лишние ребята, не указанные в постановлении, пометьте этот факт. При любом подобном мероприятии составляется протокол с участием понятых. Нужно следить, чтобы понятые присутствовали, а их данные были занесены в протокол, поскольку институт «дежурных» (вымышленных) понятых полностью не исчез.

Вам стоит внимательно прочитать протокол и указать все свои замечания. Если места не хватает, не ленитесь и не бойтесь, берите лист бумаги и указывайте все подробно, а в бланке протокола отметьте, что замечания прилагаются на отдельных страницах.

Важным моментом является тот факт, что опрос может быть проведен только с согласия опрашиваемого лица. Никакой ответственности за отказ от дачи (или за дачу ложных) объяснений не предусмотрено.

Этим опрос отличается от такого следственного действия, как допрос свидетеля, проводимого уже в ходе расследования уголовного дела. Меня часто спрашивают, могут ли досматривать личные вещи — сумки, портфели или сейфы.

Прямого права рыться в личных вещах, конечно, нет. Но происходит все банально. Видит следователь дамскую сумку и просит показать, что в ней. Если получает отказ, упаковывает ее в мешок, опечатывает и изымает.

И потом абсолютно законно осматривает эту сумку с участием вас и понятых у себя в кабинете. Поэтому если там нет ничего страшного, лучше покажите на месте.

Это же касается сейфов. Если откажетесь открыть сейф, в большинстве случаев можете смело рассчитывать на то, что будет вызван специалист с болгаркой.

Сейф отпилят и вывезут. Вскрывать его будет следователь у себя в кабинете как «осмотр вещественных доказательств». Осмотры в жилище могут быть проведены исключительно с санкции суда.

Но если вы сами открыли дверь и пригласили полицейских, а такого документа у них не было, вы автоматически дали свое согласие на проведение этого мероприятия. Есть исключения: если у следователя есть основания полагать, что при промедлении доказательства могут быть утрачены безвозвратно. В таком случае все результаты в течение 24 часов предоставляются в суд, и он принимает решении о законности проведенного осмотра.

Результатов у полицейских проверок сразу два: они запускают процедуру контроля со стороны налогового органа, а также могут стать основанием для возбуждения уголовного дела, связанного с уклонением от уплаты налогов. Ваше счастье в том, что Следственный комитет не спешит возбуждать уголовные дела данной категории.

Причина банальна: нехватка кадров по сравнению с органами полиции.

Следователь Следственного комитета, получая документы из налоговой или полиции, первым делом ищет основания, как бы отказать в возбуждении уголовного дела. С момента передачи налоговых преступлений в зону ответственности СК количество уголовных дел сократилось в разы.

В целом — тема большая. Есть еще огромное количество нюансов как в отношении оперативно-розыскных мероприятий, так и следственных действий. В этом коротком материале единственное, что могу еще добавить: с правоохранителями можно и нужно успешно бороться, дабы отстаивать свои права и законные интересы.

Текст подготовила Анна Асташкина, специально для DK.RU

Что делать, если в вашем офисе появилась полиция?

1. На пункте охраны полицейские должны собственноручно зафиксировать цель, дату и время визита в специальном журнале проверок. Это необходимо для того, чтобы можно было доказать факт проведения проверки в случае, если вы решите подавать жалобу на правонарушения полицейских.

Если у вас нет журнала проверок, обязательно заведите его. 2. Общение с полицейскими начинайте с просьбы предъявить служебное удостоверение.

Полностью перепишите всю информацию! Если откажутся предъявлять удостоверение, звоните 02.

3. Уточните причину визита и попросите предъявить постановление, на основании которого проводится проверка. Попросите копию постановления. Она вам пригодится при обжаловании допущенных нарушений. 4. Позвоните в организацию, которая вынесла постановление, чтобы сверить его номер. 5. Сверьте ФИО сотрудников, указанных в постановлении, с личными данными присутствующих полицейских.

5. Сверьте ФИО сотрудников, указанных в постановлении, с личными данными присутствующих полицейских.

В проверке могут участвовать только те, кто указан в документе!

6. Проверьте наименование компании, указанной в постановлении. Если оно не совпадает с названием вашей фирмы, то вы можете воспротивиться полицейской проверке. 7. Прикрепите сотрудника к каждому полицейскому.

Это нужно для того, чтобы в ходе проверки не возникало случаев изымания вещей, которых в офисе не было. 8. Если сотрудники допускают нарушения, вносите замечания в протокол. Даже если вас будут уверять в том, что все действия законны, все равно вносите замечания.

9. В конце проверки проверьте протокол. В нем должны быть подписи всех лиц, присутствующих при полицейской проверке. Вносите замечания, если что-то указано не так.

Обязательно сделайте копию протокола. 10. Прежде чем выполнять требования полицейских, проконсультируйтесь с адвокатом или юристом.

Стоит также помнить о том, что при возникновении каких-либо нарушений в процессе полицейской проверки нужно звонить 02, в прокуратуру и Управление собственной безопасности МВД.

Полицейские проверки: правила поведения

Сама по себе возможность проведения в отношении налогоплательщика полицейской проверки — в том понимании термина «проверка» какое обычно подразумевается при проведении такого контрольного мероприятия налоговыми или иными контролирующими органами, Законом о полиции не предусмотрена.

Самостоятельных проверок полицейские проводить не могут. Подобная возможность в свое время была исключена еще из Закона о милиции. Однако, как и до введения в действие закона о полиции, полицейские могут привлекаться представителями налоговой службы в ходе проведения выездных налоговых проверок.

Такое право закреплено в ст. 36 Налогового кодекса. Соответствующая норма предусмотрена и Законом о полиции (подп. 28 п. 1 ст.13). Если же говорить о проведении полицейских проверок, направленных на выявление налоговых преступлений, то в данном случае речь следует вести о предварительных оперативно-розыскных мероприятиях, направленных на выявление факта совершения налогового преступления.

К таким мероприятиям, которые органы полиции вправе производить в ходе оперативно-розыскной деятельности, относятся: — проведение опроса; — сбор образцов для исследования; — осуществление проверочной закупки; — проведение оперативного эксперимента; — исследование предметов и документов; — наблюдение; — обследование помещений, сооружений, участков местности, транспортных средств; — контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; — прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи; — оперативное внедрение; — контролируемая поставка и т.д.

Следует отметить, что оперативно-розыскные мероприятия принято делить на гласные и негласные.

Особенность проведения негласных ОРМ заключается в том, что оперативники собирают информацию без ведома и без согласия проверяемого лица. Это может быть прослушивание телефонных переговоров, отслеживание электронной почты компании, наблюдение.

При осуществлении гласных ОРМ, оперативник обращается непосредственно в компанию и обязан при этом представиться и сообщить какое мероприятие он проводит. Например, это может быть опрос или обследование помещений.

В отличие от негласных — гласные ОРМ проводятся только с согласия проверяемого лица и с обязательным его уведомлением о предстоящем проведении ОРМ. Как правило, до проведения какого-либо гласного ОРМ, начало осуществления которого уже дает определенный сигнал налогоплательщику о возможном в скором будущем возбуждении в его отношении уголовного дела, сотрудники полиции проводят предварительный сбор информации о деятельности налогоплательщика. В частности, полицейские подробно выясняют, кто является учредителем, генеральным директором, кто фактически управляет компанией, есть ли взаимозависимые или аффилированные структуры, как организована финансовая деятельность и распределен поток денежных средств, как компания экономит на налогах.

Учитывая тесное взаимодействие полиции и налоговых органов в ходе рассмотрения вопросов о наличии в действиях налогоплательщика состава преступления — получить необходимые сведения для сотрудников полиции не представляется затруднительным. Собрав необходимые первоначальные сведения о компании, сотрудники полиции далее, как правило, приступают к сбору доказательств, подтверждающих наличие признаков уголовно наказуемого деяния.

Для этого, наряду с негласными ОРМ, полиция вправе запрашивать у организации документы, проводить обследование помещений, осуществлять изъятие документов, компьютерной техники, опрашивать сотрудников организации.

Важно при этом внимательно проверять основания для проведения таких мероприятий, по возможности максимально точно фиксировать ход проведения любого ОРМ и в письменной форме отображать любые замечания, возникающие в ходе проведения проверочных мероприятий.

Так, п.4, ч.1, ст. 13 Закона о полиции предусматривает право сотрудников полиции запрашивать документы в связи с проводимой проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях.

Исходя из данной нормы запрос должен в обязательном порядке содержать информацию о проверке – номер материалов проверки, основания для ее проведения, в отношении какой компании она проводится. Соответственно, отсутствие всех сведений, позволяющих идентифицировать проверку, основания ее проведения и вашу компанию в качестве проверяемого лица, может быть основанием для отказа в предоставлении запрашиваемых сведений и документов.

При появлении оперативных работников с целью проведения обследования помещения, в первую очередь, необходимо внимательно проанализировать постановление о проведении данного ОРМ. В нем должно быть указано основание для проведения обследования, лицо, в отношении которого оно проводится, место проведения обследования, и перечень оперативных работников, которым поручено проведение обследования.

Постановление должно быть объявлено под расписку руководителю, главному бухгалтеру, любому иному лицу, являющемуся работником/должностным лицом проверяемой организации. Объем помещений в здании, подлежащих обследованию, зависит от формулировки места проведения даного ОРМ в постановлении. Если указан только номер здания — сотрудникам полиции предоставляется возможность обследовать полностью все помещения, независимо от того, расположены ли в них сотрудники проверяемой организации или третьи лица.

Цель обследования — поиск и изъятие доказательств, как правило, документов и электронных носителей информации. Важно отметить, что при производстве обследования, как и любого другого ОРМ, любое физическое лицо вправе пользоваться квалифицированной юридической помощью и при выражении волеизъявления о необходимости присутствия адвоката в ходе проведения ОРМ — без его наличия в месте проведения ОРМ сотрудники полиции начать обследование не вправе. Любые замечание о ходе проведения обследования и изъятия каких-либо документов, вещей, техники обязательно следует фиксировать в протоколе, оформляемом сотрудниками полиции по итогам проведения ОРМ.

В случае отсутствия каких-либо замечаний в протоколе, доказать впоследствии факт нарушения оперативными работниками процедуры проведения ОРМ практически невозможно. Положительным моментом в случае необходимости доказывания незаконности действий сотрудников полиции является также наличие в организации системы видео- и аудионаблюдения.

Достаточно часто одновременно с проведением обследования, пытаясь воспользоваться фактором внезапности, сотрудники полиции проводят опрос сотрудников организации. Под опросом понимается право работника полиции задать вам вопросы и зафиксировать полученные от вас ответы, то есть составить объяснение.

Важным моментом является тот факт, что опрос может быть проведен только с согласия опрашиваемого лица. Никакой ответственности за отказ от дачи объяснений при проведении опроса не предусмотрено. Отсутствует и возможность привлечения вас к ответственности за дачу ложных объяснений.

Этим опрос отличается от такого следственного действия — как допрос свидетеля или подозреваемого/обвиняемого, проводимого уже в ходе расследования уголовного дела. При этом право отказа от дачи объяснений касается не только полицейской, но и налоговой проверки. В ходе проведения допроса налоговым органом отказ от участия в допросе либо дача ложных показаний ненаказуемы.

Исходя из отмеченных выше особенностей проведения ОРМ можно выделить следующие необходимые действия сотрудников организации при взаимодействии с работниками полиции: — обязательная проверка служебных документов оперативных работников и сопоставление их данных с данными лиц, указанных в постановлении о проведении ОРМ как имеющих право на его проведение. При необходимости следует переписать такие данные или сделать копии документов.

— важно внимательно изучить постановление о проведении обследования на изучение описание места проведения ОРМ.

Если указан, например, точный номер обследуемого кабинета, в любые другие помещения сотрудники полиции заходить права не имеют.

важно не путать ОРМ, проводимые на стадии доследственной проверки (до факта возбуждения уголовного дела) и в рамках расследования уголовного дела.

Так, значительно сильно отличаются права и обязанности сотрудников полиции и ваши при проведении опроса и допроса, обследования помещения и обыска. — если говорить о превентивных мерах защиты от последствий полицейских проверок следует отметить важность грамотной организации хранения документов.

Наиболее компрометирующие лучше хранить вне места основной деятельности организации. Ни в коем случае не следует хранить документы и печати разных организаций в одном месте.

То же касается и информации, содержащейся на жестких дисках компьютеров, внешних носителях и т.д. — также заранее стоит подготовить сценарий поведения сотрудников в случае внезапной проверки. Этот план действий поможет не паниковать, действовать быстро и эффективно.

Каждый сотрудник будет знать, что ему делать и как реагировать. Вести переговоры с проверяющими должен заранее определенный, а следовательно, подготовленный сотрудник.

Это касается не только полицейский проверок, но и любых других контрольных мероприятий. Соблюдение хотя бы самых простых мер безопасности и должная внимательность к мелочам в ходе проведения ОРМ позволит в дальнейшем избежать многих сложностей и отстоять свою позицию в возможном далее расследовании уголовного дела или избежать начала проведения такого расследования. . Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Какие права есть у организации при проведении совместных налоговых и полицейских проверок

На практике встречаются ситуации, когда сотрудники правоохранительных органов врываются на территорию организации и изымают документацию и компьютеры. Имеют ли они на это право? Знание особенностей проведения проверок с участием полицейских поможет организациям заранее подготовиться к визиту контролеров.

Во время обычной выездной налоговой проверки инспекторы могут в любой момент привлечь сотрудников полиции. Такое право дает п. 1 ст. 36 НК РФ и п. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции).

Кроме того, полицейские могут прийти как вместе с налоговыми инспекторами в качестве дополнительной поддержки, так и самостоятельно (см.

врезку на с. 116). Рассмотрим оба этих случая.

Примечание. Основания для проведения совместной проверки 1. Наличие сведений о возможных нарушениях законодательства организацией, проверить которые можно только при участии сотрудников органов внутренних дел.

Также есть судебное решение, в котором указано, что налоговые инспекторы имеют право привлекать полицейских, если у контрагентов организации имеются признаки фирм-«однодневок» (Постановление ФАС Центрального округа от 19.04.2010 по делу N А62-8336/2009).

2. Ситуации, когда основаниями для выездной (повторной выездной) налоговой проверки послужили материалы, предоставленные сотрудниками полиции. 3. Если участие сотрудников полиции необходимо для проведения мероприятий налогового контроля, например таких как выемка документов, проведение опроса или осмотра помещений.

4. Необходимость защиты налоговых инспекторов, проводящих проверку, при исполнении должностных обязанностей либо в случаях, когда налогоплательщик препятствует законной деятельности проверяющих. Совместные проверки налоговиков и полицейских расширяют полномочия контролеров В рамках выездной налоговой проверки сотрудники органов внутренних дел включаются в состав проверяющей группы по запросу инспекции (Постановления ФАС Северо-Кавказского от 13.03.2012 по делу N А53-4199/2011, Московского от 16.04.2010 N КА-А40/2634-10, от 21.07.2009 N КА-А40/6640-09 и Северо-Западного от 29.07.2009 по делу N А44-2400/2008 округов). Их взаимоотношения регулируются Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при проведении выездных налоговых проверок (утв.

Приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009, далее — Инструкция). Инспекторы не обязаны предупреждать организацию о проведении совместной проверки, так же как и предоставлять налогоплательщику копию запроса о привлечении сотрудников отдела внутренних дел. Для привлечения полицейских к уже начавшейся проверке инспекторам достаточно только внести изменения в решение о ее проведении (Постановление ФАС Московского округа от 16.04.2010 N КА-А40/2634-10).

Примечание. Инспекторы не обязаны предупреждать организацию о проведении совместной проверки, так же как и предоставлять проверяемой компании копию запроса о привлечении сотрудников отдела внутренних дел. Совместная работа проверяющих органов значительно расширяет возможности проведения выездной проверки. Минфин России указал, что сотрудники органов внутренних дел также могут принимать участие в дополнительных мероприятиях налогового контроля (Письма от 07.06.2006 N 03-02-07/1-141 и от 07.06.2006 N 03-02-07/1-147).

Полицейские вправе пользоваться всеми средствами и методами в рамках своей компетенции, которые предоставлены Законом о полиции и Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД). В частности, на основании судебной санкции может быть проверена почта организации (в том числе и электронная) и прослушаны телефонные переговоры. Документы, информация и другие данные, полученные сотрудниками полиции, приобщаются к материалам налоговой проверки без каких-либо ограничений на основании п.

14 Инструкции. Самостоятельные полицейские проверки часто проводятся уже после налоговых проверок При самостоятельном посещении у полицейских есть право только на проведение оперативно-разыскных мероприятий, в том числе касающихся хозяйственной деятельности организации. Сотрудники органов внутренних дел не могут самостоятельно проводить налоговые проверки (см.

врезку на с. 120). Примечание. Под каким предлогом полицейские могут начать самостоятельную проверку в организации Раздел 8 «Преступления в сфере экономики» УК РФ содержит статьи (помимо налоговых), в рамках которых полиция может посетить организацию с самостоятельной проверкой.

Статья 146 «Нарушение авторских и смежных прав». С таким доводом полицейские могут посетить практически любую компанию, так как вероятность обнаружить нелицензионное программное обеспечение, и в частности бухгалтерские программы, высока в каждой организации. Статья 159 «Мошенничество». Такой повод используется практически при любых проверках деятельности организации.

Статья 171 «Незаконное предпринимательство» и ст. 172 «Незаконная банковская деятельность». Такие статьи часто используются при проверках организаций, если их подозревают в сотрудничестве с фирмами-«однодневками».

Хотя положения этих статей направлены против организаторов деятельности по созданию таких фирм, однако на практике именно это является предлогом для проведения проверки у организаций, которые воспользовались их услугами. Такие положения Уголовного кодекса являются основанием для начала проведения полицейскими самостоятельных мероприятий по проверкам. При этом не нарушаются положения Закона о полиции, согласно которым у оперативников отсутствуют права по проверке финансово-хозяйственной деятельности компании.

В случае выявления полицейскими (в ходе разыскных мероприятий) сведений, касающихся финансовой деятельности компании, требующих вмешательства налоговиков, полицейские обязаны в 10-дневный срок направлять в налоговый орган соответствующие материалы для принятия по ним решения. Однако на практике полицейские редко так поступают. После масштабных изменений в УК РФ последних лет они практически лишились возможности возбудить уголовное дело по «налоговой» статье без наличия решения налоговиков.

Чаще полиция работает по налоговым преступлениям самостоятельно только постфактум, то есть уже по вступившим в силу решениям инспекции. Отметим, что с вступлением в силу Закона о полиции изменились названия отделов, а также полномочия работающих в них сотрудников.

Теперь проверка юридических лиц на предмет экономических преступлений возложена только на подразделение по экономической безопасности и противодействию коррупции.

Соответственно если в организацию пришли сотрудники другого ведомства или из иного подразделения МВД России, то компании безопаснее удостовериться в легальности такого прихода, позвонив в МВД.

Также организацию могут проверить сотрудники Следственного комитета РФ, которые к полиции не относятся. Предварительный этап проведения оперативно-разыскных мероприятий включает в себя негласные методы работы Проведение полицейских проверок как в рамках совместных проверок, так и в рамках самостоятельных мероприятий можно условно разделить на три этапа — предварительный сбор информации, формирование доказательной базы и при необходимости возбуждение уголовного дела.

Полицейские имеют право на проведение гласных и негласных оперативно-разыскных мероприятий. На первом этапе проводится предварительный сбор информации, главная его задача заключается в том, чтобы понять, как работает организация, получить предварительные доказательства и подготовиться к их изъятию. Негласные оперативно-разыскные мероприятия.

В основном на предварительном этапе информация собирается без ведома и согласия того, в отношении кого проводится проверка. На практике специалисты используют такие способы, как наблюдение, снятие информации с технических каналов связи, прослушивание телефонных разговоров, а также чтение почты (в том числе и электронной). Такие действия со стороны полицейских законны и предусмотрены в ст.

6 Закона об ОРД. Конечно, для их проведения у полицейских должна быть санкция суда, которая выдается, когда есть иные существенные доказательства совершения преступления (Определение Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 N 844-О-О). Однако, как указал Д.А. Буханов, на практике прослушивание телефонных переговоров осуществляется очень часто, а оперативник, узнавший таким образом место нахождения документов, печатей фирм-«однодневок» и прочих доказательств, совершенно законно изымает их из этого места. Обычно уже никого не интересует, откуда взялась информация о нахождении документов.

В крайних случаях полицейский может сослаться на информацию из оперативных источников или на анонимное сообщение. Запрос на представление документов. По общему правилу запрашиваемые документы компания должна представить в тот срок, который установлен в запросе, но он не может превышать одного месяца с момента вручения запроса (п.

4 ст. 13 Закона о полиции). Если должностное лицо или организация, получившие запрос, не представят ответ в эти сроки, то они могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ. Штраф для должностных лиц составляет от 300 до 500 руб., для юридических — от 3000 до 5000 руб. Примечание. Штраф за невыполнение распоряжений полиции для должностных лиц составляет от 300 до 500 руб., для юридических — от 3000 до 5000 руб.

По мнению автора, компании безопаснее не спешить со сбором документов для полицейских.

Ведь полицейские не просто запрашивают документы, а ищут доказательства по возможному уголовному делу. Так, если запрос составлен с нарушениями, организация может направить ответное требование в правоохранительные органы. Кроме того, представлять справки, документы и их копии организация обязана только по зарегистрированному в установленном порядке заявлению о преступлении (п.

4 ст. 13 Закона о полиции). Сотрудники полиции лишены права запрашивать документы в рамках проведения оперативно-разыскных мероприятий, если сообщение о происшествии в установленном порядке не зарегистрировано. Хотя чаще на практике сотрудники полиции игнорируют написание запроса, объясняя это тем, что для качественной проверки необходим эффект неожиданности. Доказательства полицейские добывают путем опросов, осмотров и выемки Основной целью полицейских при проведении второго этапа является фиксация и изъятие доказательств, подтверждающих совершение преступления.

Для этого проводятся только гласные ОРМ — обследуются помещения, изымаются документы, компьютеры и серверы, опрашиваются сотрудники компании.

Обследование помещений. Правила доступа сотрудников полиции в компанию для обследования помещений регламентируются Законом об ОРД. Если в организации проводится доследственная проверка, сотрудник полиции обязан представить служебное удостоверение. Наличие у сотрудников полиции такого документа, как Распоряжение о производстве ОРМ — обследование помещений, зданий, сооружений, дает им право пройти на территорию в случае согласия представителей компании на обследование (п.

2 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 30.03.2010 N 249). Однако требование Инструкции противоречит пп.

5 п. 1 ст. 13 Закона о полиции, где сказано, что полицейский имеет право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать здания в рамках расследуемого им дела.

На практике сотрудники полиции не представляются оперативниками, а попадают в офис компании под видом клиентов или курьеров. А уже находясь в помещении, предоставляют распоряжение о проведении ОРМ.

Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены (п. 5 ст. 15 Закона об ОРД). Осмотр помещений возможен только в присутствии двух понятых.

Полицейские не имеют права при проведении доследственной проверки взламывать запертые помещения.

На практике сотрудники полиции зачастую настоятельно требуют их открыть, однако представитель компании вправе от этого отказаться. Отметим, что отказ должен быть обоснован, например отсутствием ключей.

При необоснованном отказе организацию и должностных лиц можно привлечь к ответственности по ст.

19.7 КоАП РФ за непредставление информации. Обследование компании полицейскими направлено в отношении юридического лица, выступать от имени которого может либо генеральный директор, либо его представитель по доверенности.

Соответственно, вручение неполномочному лицу копии распоряжения о проведении ОРМ — одно из оснований обжалования действий сотрудников полиции. В ходе проведения обследования может применяться фото- и видеосъемка, а также иные технические средства фиксации данных.

Материалы, полученные в результате их применения, прилагаются к акту обследования, в котором делается отметка о применении этих средств.

Акт обследования составляется в двух экземплярах и подписывается всеми участниками мероприятия.

Первый экземпляр акта обследования вместе с прилагаемыми к нему материалами остается у сотрудников полиции.

Второй экземпляр вручается представителю юридического лица под расписку с соответствующей отметкой в первом экземпляре акта. Если организация отказывается от получения акта, а также при невозможности вручить акт обследования по иным обстоятельствам, делается отметка в двух экземплярах акта, удостоверенная подписями должностных лиц, проводивших обследование, и понятых, а второй экземпляр акта направляется юридическому лицу по почте.

Изъятие документов. При осмотре сотрудникам организации необходимо быть предельно внимательными, поскольку согласно ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД полицейские вправе изъять любые вещественные доказательства, такие как подлинные документы с подписями и печатями, в том числе правоустанавливающие или ценные бумаги. По общему правилу полицейские могут забрать только те документы, которые находятся в открытом доступе.

Однако этот вопрос является спорным, и официальная позиция по нему не дана.

Есть мнение, что оперативники вправе самостоятельно открывать незапертые шкафы и тумбочки.

Соответственно, организации безопаснее хранить важные документы в запирающихся шкафах или в отдельной закрытой комнате. Кроме того, стоит избегать хранения электронной информации на жестких дисках компьютера, а вместо этого пользоваться внешними носителями информации либо хранить важную информацию на серверах, расположенных в отдельных помещениях. Изъятые документы должны быть оформлены отдельным документом, а не просто перечисляться в акте.

На практике полицейские часто забывают о том, что согласно Закону об ОРД при изъятии предметов и документов следует оформить отдельный протокол изъятия. В этом документе должно быть подробно зафиксировано, какой предмет изъят, а также с какого рабочего места.

Копия протокола вручается представителю компании. Если протокол не оформлен или оформлен с нарушениями, это может помочь организации при обжаловании решения полицейских в суде. Если по истечении пяти дней после изъятия документов их заверенные копии не были переданы лично лицу, у которого они изъяты, то в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением.

Об этом делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Отметим, есть недавнее решение суда, в котором арбитры не приняли в качестве доказательств документы, изъятые сотрудниками полиции в ходе ОРМ, ссылаясь на то, что они не подтверждены мероприятиями налогового контроля (Постановление ФАС Уральского округа от 23.03.2012 по делу N А07-3616/2011). Опрос. В ходе проведения обследования сотрудники полиции на основании п.

1 ст. 6 Закона об ОРД имеют право произвести опрос присутствующих лиц. Однако безопаснее отказаться от проведения опроса.

Не исключено, что после этого последуют штрафные санкции по ст. 19.7 КоАП РФ, однако их сумма гораздо меньше, чем цена данной сотрудником информации.

Руководителю организации безопаснее заранее предупредить об этом своих работников. Отметим, давно ведется спор, является ли допустимым доказательством показания свидетеля в рамках налогового правонарушения, если допрос проведен сотрудниками полиции. Официального мнения по этому вопросу нет, а у судей возникают разногласия.

Часть судов склоняется к тому, что протоколы допроса свидетелей, составленные органами внутренних дел, не могут являться допустимыми доказательствами, если инспекция не подтвердила эти сведения в рамках мероприятий налогового контроля (Постановления ФАС Уральского от 27.07.2011 по делу N А07-15951/2010, Московского от 17.01.2011 по делу N А40-89657/09-87-492, Северо-Западного от 01.06.2011 по делу N А13-6219/2009, Центрального от 26.05.2011 по делу N А62-3904/2010 и Волго-Вятского от 07.04.2011 по делу N А43-5795/2010 округов). Также есть судебные решения, согласно которым протоколы допроса, составленные сотрудниками органов внутренних дел, являются допустимыми доказательствами только в случае проведения совместной проверки с налоговиками (Постановления ФАС Московского округа от 09.07.2010 по делу N А40-118797/09-118-940, от 27.01.2010 по делу N А41-7233/09, от 18.03.2010 по делу N А41-К2-8979/07 и от 24.05.2010 по делу N А40-116069/09-107-888).

Однако некоторые судьи считают, что независимо от того, привлекались или нет полицейские к проведению совместной проверки, полученные от них результаты опросов свидетелей можно считать надлежащими доказательствами (Постановления ФАС Северо-Кавказского от 10.06.2011 по делу N А77-961/2009, от 12.05.2011 по делу N А32-14175/2010, Восточно-Сибирского от 09.08.2011 по делу N А74-3284/2010 и от 10.08.2011 по делу N А74-3273/2010 округов).

Личные вещи сотрудников. В рамках доследственной проверки личный досмотр граждан, как правило, не проводится. Однако, если у полицейского есть обстоятельства полагать, что у лица при себе имеется оружие, наркотики, иные предметы, запрещенные к обороту, он может прибегнуть к такой мере. Делается это под отдельный протокол с понятыми, лицом того же пола и т.д.

Конечно, при проверке коммерческой компании такие обстоятельства вряд ли могут иметь место, если они не придуманы полицейским, чтобы найти флэшку или жесткий диск. Если в осматриваемом помещении есть личные вещи сотрудников, в том числе ноутбуки, планшеты или компьютеры, то полицейские не вправе подвергать их осмотру.

Однако следует заметить, что доказать собственность на вещь можно, только предъявив чеки или товарные накладные.

При непредъявлении этих документов вещи могут быть изъяты. Отметим, что на практике полицейские часто требуют открыть сумочку или ввести пароль на персональном компьютере, но сотрудники не обязаны исполнять их требования (см. врезку на с. 119). Примечание.

Как организации заранее обезопасить организацию от проверяющих Есть несколько правил, которые помогут сотрудникам организации при проведении у них в офисе оперативно-разыскных мероприятий. 1. Хранение документов — всю документацию безопаснее хранить в запирающихся шкафах либо в помещениях вне офиса. 2. Установка видеонаблюдения — фиксирование всех действий полицейских послужит объективным доказательством в суде в случае превышения ими своих полномочий.

Если камеры в офисе не установлены, то работникам рекомендуется снимать действия проверяющих на собственные видеофиксаторы (например, на камеру мобильного телефона). 3. Хранение информации — для организации оптимально работать с внешними носителями данных, а не хранить важную информацию на жестких дисках компьютеров.

4. Коммерческая тайна — организация может установить режим коммерческой тайны для особо важных документов.

Ведь при наличии такого положения изымать эти документы можно только на основании судебного решения (ч. 3 ст. 183 УПК РФ). Однако такое правило действует только до того момента, пока не будет выписано постановление о проведении обыска.

При его наличии следователь вправе забирать любые документы.

5. Не помогать проверяющим — сотрудникам организации безопаснее не помогать полицейским при исполнении ими служебных обязанностей.

Это касается ввода паролей, открытия сейфов, ящиков стола или демонстрации личных вещей.

6. Не спрашивать разрешения у полицейских — чем больше работники будут спрашивать разрешение на то, что в обычный день делали не задумываясь, тем больше они получат запретов.

Не спрашивайте у проверяющих, можно ли выйти, пойти домой или позвонить по телефону начальству.

При возбуждении уголовного дела к проверке подключается следователь Третий этап — уголовное дело может быть возбуждено, только если у полицейских есть ряд необходимых доказательств. На этом этапе полицейские проверяют деятельность фирмы с применением допросов, обысков и т.д. И прав у сотрудников правоохранительных органов здесь гораздо больше.

Нужно понимать, что всю полученную на доследственной проверке информацию полицейские передадут следователям. Однако все, что получено оперативниками, после возбуждения дела следователь будет переоформлять следственными действиями.

Например, то, что было изъято на обследовании, следователь вернет у себя в кабинете своим постановлением руководителю или главбуху организации. И тут же в кабинете изымет это обратно, но уже по своему постановлению о выемке. А это уже следственное действие, проведенное согласно Уголовно-процессуальному кодексу.

Информацию, которую оперативники получили в объяснениях, следователь будет оформлять допросами, то есть будет спрашивать все то же самое, что уже написано в объяснении, с единственной целью — оформить то же самое, но в рамках УПК РФ. Это связано именно с тем, что оперативники часто получают материалы и документы спорными методами, которые могут быть произведены с нарушениями порядка проведения ОРМ. Соответственно, при переоформлении следователем такие материалы дела приобретают законную силу, а информация — статус законно полученных доказательств в ходе выемки.

С этого момента они приобретают силу доказательств без риска того, что адвокат сможет их обжаловать в суде на основании того, что они были незаконно получены оперативниками при осмотре. Запрос на представление документов.

Если возбуждено уголовное дело и организации вручен запрос следователя на представление документов, можно руководствоваться таким же принципом действия, что и при доследственной проверке.

Однако следователь действует по нормам УПК РФ, он вправе в случае отказа или задержки в представлении документов провести выемку или обыск помещений, где могут находиться запрашиваемые документы.

Обыск помещения. Если визит полицейских связан с проведением обыска в рамках возбужденного уголовного дела, то согласия организации на него не требуется. В соответствии с ч. 6 ст. 182 УПК РФ сотрудники полиции могут вскрывать любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть.

Отметим, что при возбуждении уголовного дела ему присваивается регистрационный номер. Поэтому при обыске у полицейских должно быть постановление «О производстве обыска» со ссылкой на конкретный номер дела.

Также в нем должен быть указан адрес здания, которое подлежит обыску. На постановление необходимо обратить особое внимание, если обыск проводят оперативники без следователя (они это могут делать только по письменному поручению следователя). Однако на практике часто обыск производит сам следователь, который вправе собственноручно выписать постановление на обыск прямо на месте, и он не обязан его у кого бы то ни было утверждать — это его единоличное право и решение.

Изъятие документов. При проведении процедуры предварительного следствия сотрудники полиции могут изымать у организации любые документы. В зависимости от дальнейшего развития событий эти документы могут оставаться у полиции достаточно длительное время.

Согласно ст. 81 УПК РФ документы, признанные вещественными доказательствами, остаются при уголовном деле по меньшей мере до окончания следствия. Допрос. Обязанность давать показания возникает только после возбуждения уголовного дела.

Соответственно, при проведении допроса сотрудники организации должны отвечать на вопросы следователя.

Однако никто не обязан свидетельствовать против себя или своих близких родственников.

Это право предоставлено ст. 51 Конституции РФ.

Если допрашиваемый допускает, что показания могут быть использованы против него или его близких родственников, то он вправе отказаться, сославшись на данную статью. Личный обыск. При проведении следственных действий в рамках уголовного дела следователь при необходимости может вынести постановление на личный обыск, в том числе главного бухгалтера и генерального директора, с целью изъятия у них предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела.

Такое право закреплено в ст. 184 УПК РФ. Эксперты. Благодарим за помощь в подготовке материала Д.А.

Буханова, генерального директора «1-я Налоговая Компания» (в прошлом следователь по экономическим преступлениям). С.А.Варламов Партнер компании «Налоговик»

Участие полиции в налоговой проверке: порядок

Прежде чем выехать по месту нахождения плательщика, налоговые органы проводят предварительной анализ компании. И если что-то им покажется подозрительным настолько, что запросом документом не ограничиться – принимается решение о проведении выездной налоговой проверки.

Чаще всего причиной столь пристального внимания становятся выявленные незаконные схемы уклонения от уплаты налогов (в том числе через АСК-НДС) или явные махинации с участием фирм-однодневок, в результате которых налогоплательщику удалось утаить часть дохода. Решение оформляется документально руководителем ИФНС, проводящей проверку.

Если для участия привлекается ОЭБиПК, то в решение обязательно заносятся ФИО и должности всех проверяющих сотрудников, включая представителей полиции. Юристы уверены: если с налоговиками пришли люди, не перечисленные в решении – их смело можно не пускать на порог офиса. Не стесняйтесь запрашивать удостоверения и сличать их с данными, указанными в решении о проведении проверки.

Вы имеете на это полное право!

Гласные и негласные мероприятия

Законных причин для самостоятельного появления в офисе «людей в форме» может быть несколько.

Так, полицейские могут действовать в рамках возбужденного уголовного дела, обеспечивая его оперативное сопровождение, либо выполняя отдельное поручение следователя.

Соответственно, в первом случае группу полицейских будет возглавлять непосредственно следователь, а во втором полномочия сотрудников полиции будет подтверждать письменное поручение следователя. На практике в рамках уголовного дела полицейским часто поручают самостоятельное проведение обысков и выемок, а также допросы и доставление лиц для допроса. Нередко причиной для появления полиции служит расследование налоговых преступлений (см.

«») или проверка информации о совершении таких преступлений. Поводом для проверки зачастую становятся связи организации или ИП с так называемыми фирмами-однодневками. Кроме работы в рамках уголовного дела полицейские могут действовать и на «доследственной» стадии, проводя оперативно-розыскные мероприятия.

Эти действия проводятся на основании различных материалов, поступивших в ОВД (это могут быть заявления граждан, информация СМИ, рапорт самих полицейских и т.п.). При этом существуют как негласные (об их проведении проверяемого не уведомляют), так и гласные оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ). К негласным ОРМ относятся:

  1. оперативное внедрение (например, для сбора необходимой информации сотрудник полиции устраивается на работу в проверяемую компанию) и т.д.
  2. прослушивание телефонных переговоров;
  3. снятие информации с технических каналов связи (например, просмотр электронной почты);
  4. наблюдение, которое устанавливается за сотрудниками организации для выяснения их маршрутов передвижения, круга общения, бизнес-партнеров и т.д. с целью выявления незаконной деятельности;
  5. контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

Что касается гласных мероприятий (тех, которые требуют открытых взаимоотношений с владельцами бизнеса или работниками проверяемой организации), то на практике полицейские чаще всего появляются у коммерсантов для проведения обследования, опроса или изъятия документов и предметов.

Подробная информация о каждом из приведенных выше ОРМ и тактике поведения при них приведена ниже в таблице. Сейчас же остановимся на общих правилах общения с вдруг появившимся на пороге проверяющими.

Ведь действия, которые стоит предпринять, встречая проверяющих из полиции, одинаковы и почти не зависят от причины проверки.

Запрос получен — нужно ли отвечать?

Начнем с заочного этапа, на котором компания получает от полицейских те или иные запросы.

Право направлять в компании запросы для сбора информации прямо предусмотрено в действующем российском законодательстве.

Такой запрос обязателен к исполнению в те сроки, которые в нем указаны. За непредставление информации по запросу, в том числе и за нарушение сроков предоставления информации предусмотрен административный штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей, которому подвергается непосредственно организация ( КоАП РФ).

Также по этой статье могут оштрафовать и руководителя организации на сумму 300-500 рублей.

В то же время, получив такой запрос, всегда нужно помнить, что в отличие от налоговых органов, которые собирают информацию лишь для того, чтобы проверить правильность уплаты налогов, цель запроса документов органами полиции — сбор доказательственной базы по возможному преступлению. Поэтому прежде чем исполнять запрос, поступивший из органов внутренних дел, нужно тщательно взвесить все возможные риски и последствия.

Возможно, стоит уже на этом этапе проконсультироваться с юристами и адвокатами.

Если в результате такого анализа вы придете к выводу, что запрашиваемые документы могут быть использованы против вас, то стоит поискать законные способы для того, чтобы эти документы не представлять.

Чтобы найти эти законные способы, надо первым делом внимательно изучить запрос. Так, согласно законодательству сотрудники полиции вправе затребовать документы в связи с проводимой проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях (пп. 4 п. 1 Федерального закона от 07.02.11 № 3-ФЗ «О полиции», далее — Закон о полиции).

Из этого следует, что в том запросе, который получила ваша организация, должны быть указаны данные о том, на основании чего именно проводится проверка. Проще говоря, в запросе должны быть указаны номер материалов проверки, основания для ее проведения, в отношении какой компании она проводится. Но, как показывает практика, проверяющие зачастую не утруждают себя указанием всей этой информации.

А значит, у организации появляется формальный повод такой запрос проигнорировать.

При этом надо помнить, что ответственность, о которой мы говорили выше, наступает за неисполнение именно законного требования или запроса государственного органа. А запрос, не содержащий информацию о его основаниях, законным уже не является. Значит, и штрафа за его неисполнение быть не может.

Мотивы налоговой инспекции на привлечение полиции

Согласно закону, чтобы привлечь полицию к участию в выездной налоговой проверке руководитель налоговой инспекции или его заместитель должен направить в отделение полиции мотивированный запрос (п. 1 ст. 36 НК РФ, п. 28 ст. 13 Закона о полиции).

Предупреждать Вас заранее о проведении выездной проверки с участием полиции налоговые органы не обязаны, как не обязаны и знакомить с текстом запроса. Тем не менее, перечень мотивов, которыми могут руководствоваться налоговые органы, привлекая полицию, закрыт и регламентирован пунктом 8 Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок: 1. Необходима помощь полиции в проверке данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

2. Выездная (повторная выездная) проверка назначена на основании материалов о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, полученных из полиции в соответствии с п. 2 ст. 36 НК РФ. 3. Необходима помощь полиции в проведении конкретных мероприятий налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.). 4. Необходима помощь полиции в обеспечении безопасности налоговых инспекторов, проводящих проверку.

Перечень составлен по степени убывания полномочий полицейских.

Меньше всего полномочий у полицейских, которые обеспечивают безопасность инспекторов. У полицейских, участвующих в конкретных мероприятиях налогового контроля чуть больше прав. Их действия ограничены поставленной задачей.

Полицейские могут участвовать в выездной проверке и на равных правах с налоговыми инспекторами (пункты 1. и 2.). Привлечь сотрудников полиции к участию в выездной проверке налоговые органы могут как с начала выездной проверки, так и в процессе ее проведения.

При этом Вам должно быть представлено на ознакомление Решение о проведении проверки с изменениями в части, определяющей состав контролеров. Отмечу, что к участию в камеральных налоговых проверках сотрудники полиции привлекаться не могут.

Причины проверки полицией

Проверочные мероприятия могут инициироваться в порядке доследственного мониторинга на основании:

  1. явке нарушителя с повинной;
  2. поступившего заявления о совершенном преступлении;
  3. наличии информации от третьих лиц, которая свидетельствует о готовящихся действиях незаконного характера;
  4. изданного прокурорского постановления.

Внеплановая проверка может быть реализована, если:

  1. при анализе работы частных детективных организаций были выявлены нарушения лицензионного порядка.
  2. в адрес организации было выписано предписание об устранении обнаруженных нарушений, но его требования не были выполнены до истечения срока действия документа;
  3. поступление жалобы от физических или юридических лиц, сигналов от органов власти и других государственных структур;

КСТАТИ! Вероятность инициирования проверки полицией у предприятий, работающих с большими суммами налички, выше, чем у других субъектов предпринимательства.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+